Кто и как сделал День Победы истеричной игрой на патриотизме

Барабанный бой и переполняющие эмоции гордости полностью замещают для большинства празднующих желание что-либо узнать об этой войне или критично оценить известные факты

Фото: Праздничный салют в честь годовщины Победы // Алексей Бойцов / Russian Look

На встрече с ветеранами президент Украины Петр Порошенко заявил, что победы во Второй мировой не было бы без украинцев.

[:same:]

«Не выиграли бы этой войны без украинцев! Здесь не о чем даже спорить! Факт остается фактом: вклад украинцев в победу над нацизмом огромный. Не было бы без нас победы», — отметил Порошенко, выступая перед ветеранами в Николаевской области.

Как и ожидалась, чем ближе ко Дню Победы, тем жарче истерия вокруг нее. Этот праздник уже давно превратился в главный день игры на чувствах патриотизма, и очень показательно, что в эту игру полноценно включился президент Украины.

Когда я еще учился в школе, меня всегда тяготили праздничные линейки на День Победы с десятками выступающих школьников. Что может обычная восьмиклассница, выучившая стихотворение по заданию классного руководителя, рассказать о войне? Может быть, лучше в этот день выделить время для просмотра с классом фильма о Великой Отечественной? Причем не из парадно-бравадного кинематографа СССР, а тоже советский, но раскрывающий правду о военных буднях, вроде «Хроники пикирующего бомбардировщика».

[:rsame:]

Но увы, барабанный бой и переполняющие эмоции гордости, которые из года в год приобретают все более неестественно-карикатурные черты, полностью замещают для большинства празднующих желание что-либо узнать об этой войне или критично оценить известные факты.

С самим заявлением Петра Порошенко о том, что без украинцев не было бы победы, не поспоришь. Но здесь открывается и громадный простор для привлечения национального внимания стран всего мира. А была бы победа без Белоруссии? А без Великобритании? А без США? Вопросы о том «что было бы, если бы» настолько неоднозначны, что дают неимоверно широкий простор для интерпретаций. Быть может, и без Бельгии победы бы не было, кто его знает? Вспомним знаменитый эффект бабочки в рассказе Рея Брэдбери — и становится возможным все.

[:image:]

Радикализация и примитивизация публичных заявлений политиков России и Украины — абсолютно объяснимое явление. Да, сложная ситуация. Да, и там, и здесь срочно ищутся духовные скрепы. Да, славное историческое прошлое — один из самых верных способов сплотить общество вокруг власти. Но легче от этого не становится.

[:same:]

Кто будет ставить сложные вопросы о том, почему же во Второй мировой войне с советской стороны погибло так много людей? Неужели только кровожадность Адольфа Гитлера всему виной? Кто объяснит тотальный крах всей кадровой армии СССР в первые месяцы войны? Ведь эти части усиленно готовились все предвоенные годы и по количеству вооружения совсем не отставали от немецких.

Создается отчетливое впечатление, что людям вообще не интересно узнавать прошлое. Два — три стереотипных штампа — вот идеал восприятия Второй мировой войны для человека. Мне сложно говорить, насколько ситуация отличается в других странах, но в России, да и на Украине все выглядит именно так.

С момента великой Победы прошло 70 лет. Печально, что за прошедшее время мы сделали так мало важных выводов, но зато все еще продолжаем спорить о том, кто же на самом деле победил и без кого эта победа могла быть, а без кого нет. И ладно бы если это были конструктивные обсуждения, подтвержденные достойной аргументацией. Но в итоге ни предмет спора, ни методы дискуссии не имеют никаких оснований именоваться иначе, нежели «базар».

[:wsame:]

[:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика