Лучше, чем супер? Что теперь ждет РФ, Украину и ДНР с ЛНР

Эксперты констатируют призрачную практическую пользу от минских соглашений, достигнутых в ходе «нормандских» переговоров

Фото: «Теплый, дружественный взгляд» российского президента не внушил украинскому оптимизма // kremlin.ru

Эксперты констатируют призрачную практическую пользу от минских соглашений, достигнутых в ходе «нормандских» переговоров.

[:rsame:]

Прошедшие в Минске «нормандские» переговоры четырех лидеров точно войдут в историю как одни из самых продолжительных. Окажутся ли они столь же эффективными?

Об этих 16 часах лет через 10 какие-нибудь отставные посланники будут рассказывать интереснейшие вещи. Лидеры сходились то с глазу на глаз, то созывали представителей делегаций.

Выходя из зала, глава российского МИД лишь говорил, что переговоры идут «лучше, чем супер». В приоткрывшуюся дверь журналистам только раз удалось уловить отголоски жаркого спора между президентами России и Украины. Потом Порошенко со страдальческим лицом отлучался из зала, чтобы позвонить в свой Генштаб. Путин созванивался с лидерами ДНР и ЛНР...

[:image:]

А в сухом остатке – два документа.

Комплекс мер по реализации минских договоренностей – из 13 пунктов. Первым значится прекращение огня с полуночи 15 февраля по киевскому времени. Вторым – отвод тяжелых вооружений в течение последующих двух недель. Здесь, надо сказать, изящно обыграли тему многострадальной разграничительной линии: украинская техника отходит от границы 14 февраля, ополченцев – от линии 19 сентября. После отвода начинается диалог о проведении новых выборов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, причем до 12 марта Верховная рада должна определить, что это за районы.

[:rsame:]

После выборов начинается «восстановление Украиной полного контроля над госграницей» – этот процесс должен закончиться лишь к концу года «по согласованию» с новыми властями «отдельных районов». И при условии конституционной реформы на Украине, предполагающей децентрализацию страны.

Кроме того, один из пунктов предполагает «определение модальностей» полного восстановления социально-экономических связей между юго-востоком и Киевом – отчисления налогов, выплаты пенсий и пр. Комплекс мер также предписывает обмен пленными, вывод с Украины всех иностранных наемников, амнистию всех «лиц», связанных с событиями на юго-востоке. При этом комплекс мер никак не оговаривал проблему Дебальцево, где и 16 февраля, на момент подписания номера, продолжались боевые действия.

При этом особого оптимизма на реализацию Минска-2 не испытывают ни наблюдатели, ни даже сами участники встречи. У канцлера Германии Меркель переговоры вызвали лишь «проблеск надежды». Порошенко посетовал, что до мира по-прежнему далеко. Уже в пятницу глава украинского МИД уточнил, что обозначенная амнистия коснется все же далеко не всех и Конституцию страны, согласно Минску-2, менять не собираются.

[:image:]

Одновременно пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков напомнил, что Россия выступает лишь гарантом урегулирования конфликта, а не стороной, «обязанной предпринимать действия для этого». При этом Минск-2 участников ни к чему и не обязывает. Комплекс мер подписали члены контактной группы – те же главы ДНР и ЛНР, Зурабов и Кучма. А лидеры государств заверили лишь символический второй документ – декларацию в поддержку первого. Будут ли переговоры иметь хоть какое-то практическое значение?

Москва

Алексей Макаркин, политолог: «Ополченцы еще передумают»

[:image:]

– Приоритеты сторон по-прежнему прямо противоположны, так что в плане реализации возможны самые негативные сценарии. Парадокс уже в том, что после подписания мирного соглашения боевые действия усилились. Думаю, Порошенко не лгал, когда говорил, что эти лишние 70 часов до 15 февраля были нужны ополченцам. Им надо решить боевую задачу – взять Дебальцево, максимально расширить свою территорию. С другой стороны, границы особых территорий впоследствии должна утверждать Рада и как она их определит – вот этот момент тоже станет индикатором возможных разногласий.

Проблема в том, что стороны совсем по-разному понимают многие аспекты. Если говорить о дальнейшем госустройстве Украины, Киев под децентрализацией понимает расширение полномочий регионов, а Москва – скорее федерализацию.

Противоречия скрываются и за «особым статусом» юго-востока, который, с точки зрения России, должны получить Донецкая и Луганская области. При этом, как ранее говорилось, они смогут устанавливать особые экономические связи с Москвой. А каковы будут их политические полномочия? Смогут ли власти этих регионов влиять на внешнюю политику всей Украины, к примеру, блокировать ее вступление в ЕС и т.д.

Непонятно, как будут происходить гуманитарные и политические процессы на юго-востоке. Значительная часть населения оттуда выехала, и сейчас в их квартирах живут другие люди. Которые для украинцев – наемники, для России – патриоты, поехавшие помогать своим братьям. И кто будет голосовать на новых выборах в республиках? Законно прописанные там граждане Украины? Или граждане, которые, с точки зрения ополченцев, приехали их защищать?

В любом случае под новыми документами стоят те же подписи глав ЛНР и ДНР, которые и в прошлый раз не соблюдали договоренности, и в этот раз могут сказать: мы передумали, потому что народ не хочет. Президенты под соглашением не подписались, чтобы снизить ответственность. Зачем именно они там сидели 16 часов, я не знаю. Наверное, каждая сторона пыталась получить максимум для себя. Украинская армия сейчас не в состоянии проводить наступательные операции. Россия в очень непростом экономическом положении, и тема санкций для Путина тоже важна.

Киев

Ростислав Ищенко, политолог: «Киев не выполнит соглашения»

[:image:]

– Минск-2 по сути повторяет Минск-1 в ухудшенном для Украины виде. В первых соглашениях контроль над границей передавался сразу, а сейчас – через год. В первых договоренностях не было и речи ни о каких согласованиях с ополченцами, сейчас оно требуется по ряду пунктов. Но если Киев не выполнял те соглашения, то и эти не станет. На Украине 40 тысяч радикалов с оружием, которые не позволят прекратить войну, а ополченцы, с другой стороны, достаточно сильны, чтобы в ней победить, на капитуляцию они не пойдут.

Уровень ответственности за реализацию Минска-2 тот же самый, президенты лишь поприветствовали договоренности, которые подписал неизвестно кто. И вся встреча была скорее уступкой европейским партнерам. Хотели они пообщаться на тему мира, мы пообщались, подписали гипотетическую бумагу – зачем же отказывать в такой малости хорошим людям?

Между тем Порошенко и при желании не может гарантировать выполнение соглашений, поскольку не контролирует положение в стране. Ему не подчиняется четверть армии. В Раде Порошенко тоже не найдет поддержки в реализации этих пунктов. Она если и утвердит границы особых территорий, то наверняка по линии соприкосновения. А ДНР и ЛНР интересуют границы двух областей – этого в Раде не подпишут.

О конституционной реформе можно только мечтать. Ее нужно было проводить еще год назад и вести речь о федерации или конфедерации. Но радикалы в Киеве не для того с оружием брали власть, чтобы ее кому-то отдавать.

Все, что возможно – это условное перемирие на срок от пары недель до пары месяцев. А потом стороны накопят силы и война разгорится с новой страстью. Единственный шанс закончить конфликт побыстрее – если украинские радикалы свергнут непонятного им «кондитера» и на Украине начнется междоусобная война всех со всеми, тогда у ополчения будет возможность продвигаться вперед. Возможные поставки американского или британского оружия тоже не переломят ход событий – на Украине достаточно своего вооружения, а с иностранными танками и самолетами надо уметь управляться. Отправить же туда человеческие ресурсы никто не решится – это будет означать вой­ну, причем уже не с ополчением, а с Россией.

[:wsame:]

[:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика