Евгений Ясин: Крах бюджета и снятие России с нефтяной иглы
На днях премьер Дмитрий Медведев сказал: если цена нефти в мире упадет еще ниже, придется пересматривать бюджет. Это естественное решение. До которого, впрочем, надеюсь, не дойдет
На днях премьер Дмитрий Медведев сказал: если цена нефти в мире упадет еще ниже, придется пересматривать бюджет. Это естественное решение. До которого, впрочем, надеюсь, не дойдет.
Ведь пересмотр бюджета означает лишь одно: будут урезаны расходы. И боюсь, что урезанной может оказаться вовсе не та треть всех федеральных денег, что предназначена на нужды силовиков и обороны. А пострадать могут, как обычно, социальные нужды, образование, медицина...
[:same:]
Между тем именно образование и медицина для решения стратегических задач страны сегодня важней всего. Это будущее России.
А сейчас для нас принципиальный вопрос – активно работать над теми секторами экономики, которые имеют перспективу, доходы которых растут. Таким участком прорыва может быть сельское хозяйство (оно в очень неплохом состоянии), малый и средний бизнес, который занимается инновационными разработками... Нам надо добиться развития науки и отраслей промышленности, не связанных с нефтью. Причем результаты должны быть высокого уровня, способные конкурировать на мировом рынке.
[:image:]
Нельзя не признать: сегодня мы находимся в гораздо лучшем положении, чем то, в каком встретили дефолт 1998-го. Но если бы мы не расслабились в тучные нефтяные годы, видимо, сегодня мы бы продвинули экономику дальше – разговоры о необходимости снять страну с нефтяной иглы идут давно. Но мы этот шанс на развитие почти упустили – все рассчитывали на то, что высокая цена на нефть будет всегда...
К сожалению, у меня и сегодня нет ощущения, что у наших руководителей есть настрой заниматься рутинной работой и готовить экономику к переменам. Я вижу, что акцент делается главным образом на мегапроекты. Это неплохо, но из кризиса положение дел вытянут не они, а наука и все тот же малый и средний бизнес, нацеленные на инновационные разработки.
[:rsame:]
А ведь еще в 2000 году была принята экономическая программа Германа Грефа. В ней было заложено много полезных вещей. В 2010-м я сам слышал разговор Грефа и Кудрина, где они оценивали выполнение той программы на 35%. На мой взгляд, много, не больше 15%.
Потом по заказу президента учеными-экономистами была разработана «Стратегия-2020». В ней были заложены те же задачи, которые были в программе Грефа, но так и остались невыполненными. Будут ли они реализованы сейчас, не знаю: для этого требуется большая либерализация экономики и больше политической свободы.