Опасность выживания "Добролета": в чем подвох создания "Аэрофлотом" нового российского лоукостера
Национальный авиаперевозчик «Аэрофлот» сообщил о создании аналога попавшего под санкции ЕС «Добролёта», который может начать полёты уже с октября
Национальный авиаперевозчик «Аэрофлот» сообщил о создании аналога попавшего под санкции ЕС «Добролёта», который может начать полёты уже с октября. Таким образом, авиационная история о создании бюджетного перевозчика за счет госкорпорации не только не закончилась на введении санкций в отношении «Добролета», но и грозит обрадовать нас продолжением уже этой осенью.
Любопытно, что среди заявленных для нового и пока еще безымянного перевозчика направлений Крым не значится. При этом глава «Аэрофлота» Виталий Савельев уклончиво заявил: будет ли компания летать на «запретный» полуостров, зависит от спроса. Да может, национальный перевозчик и рад бы никогда не летать ни в какой Симферополь, ибо подобные маршруты грозят серьёзными осложнениями для международной авиакомпании — вот только наличие «спроса» на такие полеты будут определять не в «Аэрофлоте», а в Кремле. Тяжела и неказиста жизнь простой госкорпорации в России.
Между тем решение все-таки запускать дешевые полеты пока, похоже, без Крыма ясно дает понять, что, по мнению российской власти, «лоукостеры» стране нужны. Вот только беда, что сами по себе они как-то не спешат появляться. Были у нас и «Авианова», и Sky Express, да только к 2011 году обе разорились и прекратили свое существование. Устав ждать улучшений транспортных условий для граждан России, власть решает схватить авиабыка за его штурваловидные рога. И путь выбран самый органичный: вместо создания условий для появления пресловутых дискаунтеров государство решает надавить на подвластную ему организацию и непременно создать бюджетную авиалинию.
«Чего же плохого в создании дешёвого перевозчика?» — спросите вы. Для многих может показаться, что вообще ничего. Вот мне, например, одно из обозначенных направлений очень даже подходит, и я с удовольствием полетал бы за такие деньги. Да только при всех кажущихся плюсах не стоит забывать, что создание дочернего предприятия «Аэрофлота», летающего по смешным ценам, не имеет ничего общего с бизнесом. Создавая априори убыточное предприятие, мы рискуем подорвать положение одной их немногих российских госкорпораций, по-настоящему успешно функционирующих на международном рынке. «Аэрофлот» подпадает под кучу международных норм регулирования и при этом остается конкурентной компанией. Много вы еще знаете российских госкорпораций, эффективно действующих в условиях настоящего жесткого глобального рынка? Только не говорите, что «Газпром». Даже не смешно.
Круче всего «Аэрофлоту» придется в том случае, если вдруг верховные «светила» решат, что отечественному лоукостеру нужно обязательно летать куда-нибудь подальше, например во Владивосток. Мол, все для народа огромной страны. Кстати, еще в декабре 2012 года президент Владимир Путин заявил: «Это чушь какая-то: долететь из Москвы до Владивостока или до Хабаровска дороже, чем до Нью-Йорка». Но дело в том, что малобюджетные авиалинии за редким исключением специализируются только на непродолжительных среднемагистральных рейсах. Полеты на большие расстояния существенно увеличивают издержки (как средств, так и времени) на эксплуатацию самолетов и обслуживание пассажиров. Хоть как-то сбалансировать дебет с кредитом авиапроекту удастся лишь в случае полетов по самым популярным и не слишком далеким направлениям.
Правда, не стоит забывать, что если уж «Аэрофлоту» будет совсем плохо, то он сможет воспользоваться типичной для госкорпорации услугой под названием «дотация из российского бюджета». Тогда ситуация вообще упрощается до смешного: мы больше платим государству в виде повышенных налогов, чтобы иногда меньше заплатить за авиабилет. И тут уж летай не летай, но платить будут все.
В то же время государственный лоукостер — это, безусловно, яркий имиджевый проект для нынешней власти. Народ любит когда дешево, при этом никто особо не разбирается, какой ценой. Бюджетный перевозчик — еще один способ вернуть столь близкую выходцам из СССР модель доступных — хотя дефицитных и далеко неидеальных — госуслуг вместо бизнес-схем.
Хорошо это или плохо? Ну, уж тут решайте сами. Я, к примеру, всегда думал, что возвращение к практике Советского Союза — это не очень здорово. Вот только в последнее время абсолютное большинство подобным шагам исключительно радуется.