Фёдор Крашенинников: Ройзман — личный комплекс губернатора, жаждущего вышвырнуть его любой ценой
Группа депутатов городской думы Екатеринбурга предложила мэру Евгению Ройзману уйти в отставку в связи с жестоким убийством пенсионерки, в организации которого подозревают депутата Олега Кинёва, которого долги перед Ройзманом вынудили пойти на убийство
Группа депутатов городской думы Екатеринбурга предложила мэру Евгению Ройзману уйти в отставку в связи с жестоким убийством пенсионерки, в организации которого подозревают депутата Олега Кинёва, которого долги перед Ройзманом вынудили пойти на убийство.
«Евгений Ройзман привёл Олега Кинёва в гордуму, а также фактически передал ему жизнь бабушки [которая бывала на личном приёма Ройзмана в присутствии Кинёва]», — сказал депутат гордумы от «Единой России» Александр Косинцев. В свою очередь, мэр Екатеринбурга предложил недовольным депутатам призвать к ответственности губернатора Свердловской области, который назначил Кинёва руководителем областной службы хосписа.
Уральский политолог, журналист и общественный деятель Фёдор Крашенинников рассказал «Собеседнику», кто и почему раздувает политический скандал вокруг Евгения Ройзмана и как участие Ройзмана в скандале вокруг Олега Кинева можно сравнить с ужасами Андрея Чикатило.
— В Екатеринбурге депутаты гордумы предложили Евгению Ройзману уйти в отставку...
— Я не очень понимаю ваш пафос «депутаты предложили». Давайте скажем, что несколько прогубернаторских депутатов предложили Евгению Ройзману уйти в отставку, потому что Олег Кинёв, который избирался по спискам «Гражданской платформы», а теперь работает в команде губернатора [Свердловской области Евгения] Куйвашева, предположительно убил бабушку. Вот так ваш вопрос будет звучать корректно.
Ничего такого не случилось, потому что группа прогубернаторских депутатов с самого первого дня работы новой думы, с самого избрания Евгения Ройзмана только тем и занимаются, что пытаются как-то убрать его с его должности. Собственно, ничего такого интересного не случилось. Пока никакого официального решения думы нет, частное мнение этих депутатов остаётся их частным мнением.
[:image:]
— И ни к чему предложение уйти Евгению Ройзману в отставку не приведёт?
— А почему это должно привести к чему-то? Вопрос в том, что, во-первых, избирали Евгения Ройзмана не депутаты, а жители города — только ему самому решать, уходить или нет. А во-вторых, никакого мнения большинства городской думы по этому поводу не существует. То, что несколько прогубернаторских не пойми кого пытаются присвоить себе право говорить от имени города — это не в первый раз, ну и что?
Я ещё раз обращаю ваше внимание, что этот несчастный человек Олег Кинёв, которого обвиняют в убийстве бабушки, в последнее время работал в команде губернатора — он ушёл от Евгения Ройзмана и работал в команде губернатора. Поэтому если кто-то предлагает Ройзману уйти, потому что кто-то из его команды оказался нехорошим человеком, тогда давайте предложим губернатору уйти в отставку, потому что Олег Кинёв из его команды.
У них с Евгением Ройзманом [с Олегом Кинёвым] пути-дороги разошлись, Ройзман написал заявление, Ройзман заподозрил неладное вовремя. А губернатор ничего не заподозрил, потому что он его пригрел, он его отправил руководить хосписом. Если Ройзман виноват, то почему губернатор не виноват?
— Как скандал вокруг Евгения Ройзмана и Олега Кинёва скажется на «Гражданской платформе»?
— Такой партии не существует — её не было, нет и не будет. То, что Евгений Ройзман избирался здесь по спискам «Гражданской платформы» — это вовсе не заслуга «Гражданской платформы». Он мог избираться от кого угодно, он мог взять любую партию и избраться с этим списком. Никакой заслуги «Гражданской платформы» в этом нет. Это просто бренд, который он взял, потому что по нашему дурацкому закону избираться можно по партийным спискам — надо выбирать из того, что есть. Ну, у него были какие-то отношения с Прохоровым, вот они и пошли. Просто так — по документам, как и в любом другом городе. Что, в Москве есть «Гражданская платформа»? У неё есть какие-то перспективы? Да нет, конечно. Все перспективы «Гражданской платформы» связаны с именем Прохорова, и здесь у него если и были какие-то перспективы, то только до тех пор, пока Евгений Ройзман готов был этим заниматься. Без него этой партии не было, нет и не будет.
[:image:]
— Как было бы разумно поступить мэру Екатеринбурга Евгению Ройзману? Не обращать на это внимания?
— Что значит «мэр»? По действующему уставу Евгений Ройзман является главой городской думы, и фактических полномочий у него очень мало. Поэтому заламывать руки и делать вид, что он своим неправильным подбором кадров может поставить под угрозу что-нибудь, не приходится. Реально на жизнь города, на принятие каких-то управленческих решений его влияние очень небольшое.
Знаете, у Чикатило [советский серийный убийца Андрей Чикатило, который, как выяснил «Собеседник» мог стать жертвой секретного эксперимента] тоже были какие-то сослуживцы. Выходит, что все те, кто работал с Чикатило, должны отвечать за его убийства — они ж не знали, что он убивает людей. Глупость! А виноват ли в нынешней ситуации Ройзман?
Соответственно, и дружба Евгения Ройзмана с этим Олегом Кинёвым — точнее, их работа — строилась на общем проекте хосписа. Ройзман — как человек, очевидно, не очень умеющий разбираться в людях — поверил этому человеку, взял в команду, а когда его поманили в область, он ушёл в область заниматься проектом хосписа. Это говорит о том, что Олег Кинёв искал в жизни каких-то выгод для себя и лёгких путей, это его и сгубило в итоге.
Я понимаю, что есть попытка губернаторских сил очень тесно привязать Ройзмана к этой истории — Ройзман, конечно, с Олегом Кинёвым связан. Но ещё раз говорю, что мы все можем... Помните, была ужасная история в Москве, как человек убил свою жену [Ирину Кабанову — прим. «Собеседник»], расчленил ее и возил тело в багажнике, а сам вместе с волонтерами помогал ее искать?
Из этой истории пытались сделать какой-то глобальный вывод, что вот раз человек ходил на митинги на Болотной, то там все такие. Но это же смешно. Это конкретное преступление, совершённое конкретным человеком и его сообщниками.
[:image:]
— Это из серии «то ли у него пальто украли, то ли — он, но какая-то история была».
— Я абсолютно чётко понимаю, что Евгений Ройзман в этом [убийстве пенсионерки] никак не участвовал. Я знаю этого человека. Это человек, который находится под очень плотным... у него там очень сложные отношения с полицией. Даже если предположить, что он такой ужасный циник, то он во всяком случае не такой дурак, чтобы добровольно вписываться в такую историю. Олег Кинёв сумел втереться в доверие к Ройзману — это, конечно, не украшает Ройзмана. В другой ситуации я бы, конечно, сказал, что надо уйти. Но в той ситуации, которая складывается в нашем городе... Когда я просто вижу, как эту тему раздувает команда губернатора — это просто её интерес: жажда любой ценой вышвырнуть Евгения Ройзмана, он просто личный комплекс губернатора, который проиграл, не смог сформировать никакой влиятельной партии в городской думе. Вот я это вижу в этом разрезе. Может быть, это несколько циничный взгляд, но это взгляд жителя Екатеринбурга, человека, который голосовал за Евгения Ройзмана не потому, что он мне так сильно нравится, но потому, что мне очень сильно не нравится губернатор и его методы работы (и многие так голосовали). Я не хочу, чтобы Ройзман сейчас ушёл.
— Надо ли Евгению Ройзману сделать какие-то выводы из этой истории?
— Выводы, кончено, надо сделать, потому что всё-таки надо как-то тщательнее относиться к подбору команды. Человек Олег Кинёв довольно странный. Он, как я понимаю, взаимодействовал с «Доктором Лизой» — Елизаветой Глинкой, которую знают многие. То, что в Олеге Кинёве не разглядели чудовище — это неприятно, это грустно, это не украшает ни Евгения Ройзмана, никого. Но, по моему мнению, если Ройзман должен уйти, то не сейчас — а когда посчитает нужным или если будет что-то, доказывающее его причастность.
[:image:]
— Медиамагнат Арам Габрелянов написал в Twitter, что его корреспонденты «нарыли» по Евгению Ройзману факты, от которых волосы дыбом встают.
— Я примерно понимаю, с какими структурами работает Габрелянов. Я не знаю, что это за факты. Я не соратник Евгения Ройзмана, не его фанат, и если каким-то образом будет доказано, что он виноват — ну что ж, виноват значит виноват. Я бы подождал каких-то выводов. Пока я вижу раздувание политического скандала и вижу, кто конкретно его раздувает. Его раздувает окружение губернатора Куйвашева.
— Участие Габрелянова не говорит о том, что скандал раздувают на более высоком уровне?
— Габрелянов — это человек, который, насколько я понимаю, работает на сливах из правоохранительных органов. Очень активно с ними взаимодействует. У Евгения Ройзмана непростые взаимоотношения с правоохранительными органами, и я думаю, что какие-то высокие чины вполне могли попытаться Габрелянову что-то такое кинуть. Габрелянов — это человек, который издаёт жёлтые таблоиды, у него каждый номер — это сенсация. То есть Габрелянов обслуживает вертикаль исполнительной власти, и вполне возможно, что один из многочисленных врагов Евгения Ройзмана поручил Габрелянову поучаствовать в этом. Или же — ну, я не хочу так прямо говорить — какие-то влиятельные люди от губернатора вышли на него и сделали ему какое-то интересное предложение. Если бы это было в интересах федеральной власти, я думаю, не Габрелянов бы всё это освещал...