Иван Усачев: Сейчас все каналы принадлежат государству, а свобода – только в Интернете
С недавних пор Иван Усачев выпускает программу «Тайны нашего кино» на ТВЦ – воспоминания о советском кино и артистах. Летом проект стал одним из самых успешных на канале, почти догнав по рейтингам лидера эфира – программу «Постскриптум»
С недавних пор Иван Усачев выпускает программу «Тайны нашего кино» на ТВЦ – воспоминания о советском кино и артистах. Летом проект стал одним из самых успешных на канале, почти догнав по рейтингам лидера эфира – программу «Постскриптум». Зрители тоскуют о старом, добром и вечном?
Интернет как альтернатива госканалам
– Современное телевидение нередко называют скучным. А ведь было время: показывали фильм или передачу – и пустели улицы, все собирались возле телеэкранов! Что же нужно зрителю сейчас?
– Что нужно – никто не знает, в том числе и сам зритель. Телевидение – это метод проб и ошибок. Чтобы свести риски к минимуму, телебоссы все чаще закупают иностранные форматы, уже обкатанные на зарубежной публике и снискавшие успех.
– То есть просто рисковать боятся, привлекая отечественные идеи и отечественные же мозги?
– Хотите откровенно? В 90-е и даже в начале нулевых – время больших прорывов – во главе каналов стояли крупные бизнесмены. И было свободное телевидение, возможность творить и экспериментировать. Сейчас все каналы, в том или ином виде, принадлежат государству. Ну а свободная мысль перетекла в интернет. Я, например, давно бросил смотреть информационные программы по центральным телеканалам и новости вылавливаю в сети.
[:image:]
Некоторых звезд жизнь озлобила
– Чем вы руководствуетесь, выбирая жанр своих проектов?
– Во-первых, чтобы мне самому было интересно. Во-вторых, безусловный фактор: покупает канал или нет. Сейчас всё более популярными становятся передачи, направленные на конкретную аудиторию. «Дорожные войны», к примеру, – на автомобилистов. «Тайны нашего кино» – для ретроромантиков. Может быть, за таким узконаправленным телевидением будущее?
– Но «Тайнами нашего кино» на ТВЦ вы, судя по всему, довольны.
– Это правда. Но вы не представляете, как сложно работать в этом простом жанре. Проводить настоящие, полномасштабные расследования – ведь артистов, снимавшихся в культовых фильмах, порой не найти. Кто-то эмигрировал. Кто-то живет в деревне, в глуши, став отшельником, – не секрет, что судьбы многих звезд советского кино складывались непросто, а порой и трагически в 80-е и 90-е.
[:image:]
Недавно мы разыскали Валентина Букина, снявшегося в 80 с лишним фильмах, среди них такие, как «Война и мир» Сергея Бондарчука, «Д,Артаньян и три мушкетера», «Кин-дза-дза!», «Все будет хорошо», – живет сейчас в Доме ветеранов сцены в Санкт-Петербурге…
Есть и такие, кто озлобился. Например, Леонид Куравлев. Он поставил условие: заплатить ему за участие в съемках. Мы пошли навстречу (хотя обычно не платим – работаем практически на энтузиазме, производители добрых светлых передач сегодня, мягко говоря, не миллионеры). А он позволял себе опаздывать, хамил нашему редактору Елене, посылал ее на три буквы. Закончилось тем, что я позвонил ему и сказал: «Вы звезда, но это не дает вам права вести себя таким образом». Наверное, жизнь ожесточила.
[:image:]
Андрей Мягков отказал нам в интервью с формулировкой: «Пока у власти стоит нынешнее правительство». Но это скорее исключение из правил.
Вообще артисты нас любят. Первое условие, которое мы себе поставили, только запуская проект – никакой «желтизны»: кто на ком женился, кто кого бросил – мне кажется, как раз от этого жанра зритель устал.
[:image:]
/наша справка
Усачева уже можно называть классиком, на телевидении он почти четверть века. Не без его участия, а где-то и с его легкой руки появились проекты «Катастрофы недели», «Вы – очевидец», нашумевший «Тушите свет» – сатира на злобу дня, реалити-шоу «За стеклом» и многие другие. Сейчас, кроме программы на ТВЦ, Иван выпускает «Дорожные войны» на канале «Перец».