Олег Бабич: Катастрофу "Боинга" будут использовать в своих интересах обе воюющих стороны

После падения самолёта Boeing-777 компании Malaysia Airlines Государственная авиационная служба Украины полностью закрыла для полётов воздушное пространство над Донецкой, Луганской и частично Харьковской областями

Фото: Boeing-777 // Global Look

После падения самолёта Boeing-777 компании Malaysia Airlines Государственная авиационная служба Украины полностью закрыла для полётов воздушное пространство над Донецкой, Луганской и частично Харьковской областями. Ранее все российские и некоторые зарубежные авиакомпании решили облетать украинскую территорию. Однако подобные меры уже не вернут жизни 298 человек, которые, по уточнённым данным, находились на борту.

Заведующий юридическим отделом Федерального профсоюза авиационных диспетчеров РФ Олег Бабич рассказал «Собеседник.ру» о том, на кого ложится ответственность за авиакатастрофу под Донецком и как эта трагедия могла бы повлиять на ситуацию на юго-востоке Украины.

— Какие версии трагедии «Боинга-777» имеются?

— Версий много, но ни одна не подтверждена. Комиссия будет создана, будет работать и выявит причину катастрофы.

— Сейчас все как будто уверены, что «Боинг-777» под Донецком сбили.

— Мне кажется, в этом уверены журналисты, которые очень хотят этого. Фактических подтверждений всё равно этому нет.

— Да, будем ждать фактов.

— Кончено, поэтому говорить о том, каковы причины... Мог «Боинг-777» быть сбит? Мог. Могла ли быть какая иная причина? Могла.

Сложно говорить, потому что малазийский самолёт на тот момент находился под управлением украинских диспетчеров. Если бы он находился под управлением российских диспетчеров, переговоры с бортом по крайней мере были бы записаны на средства объективного контроля, которые находятся на нашей территории — в Ростовском национальном центре. Но поскольку он находился под управлением украинских коллег, то не было возможности записать разговоры. «Чёрные ящики» надо смотреть.

[:image:]

— Есть мнение, что Киев попытается замести следы, если самолёт сбили военные.

— «Чёрные ящики» «Боинга-777» сейчас находятся в руках так называемой Донецкой народной республики, как мы понимаем. Каким образом они могут быть уничтожены властями Украины?

Примите участие в опросе: Кто виновен в крушении Боинга 777 с 300 жертвами над Донецком?

— Появилась, но вскоре была опровергнута информация, что испанский авиадиспетчер, который следил за полётом Boeing, рассказал, что за три минуты до исчезновения лайнера с радаров рядом с ним пролетели украинские военные самолёты...

— По украинскому законодательству работать авиадиспетчером может только гражданин Украины. Аэропорт Борисполя — эта служба движения находится в составе предприятия, которое называется «Украэрорух» [госпредприятие по обслуживанию воздушного движения Украины]. Вопрос наличия испанского авиадиспетчера в составе «Украэроруха» изначально выглядел сомнительным. По украинским законам диспетчером может быть только гражданин Украины. Тема очень серьёзная, и сейчас со всех сторон могут быть различные спекуляции.

— Эту трагедию будут использовать...

— Да, катастрофу «Боинга-777» будут использовать в своих интересах и те, и другие.

[:image:]

— Кто должен нести ответственность за катастрофу малазийского «Боинга-777»?

— Если по-серьёзному, то, наверное, международные авиационные власти. Они знали, что на территории Украины — в данном случае на юго-востоке Украины — ведутся боевые действия. При этом имеются факты, когда там сбивались военные воздушные суда: военный транспортник был сбит, потом — вертолёты, самолёты, пусть и на более низких высотах. Совершенно не понятно, почему данная зона не была закрыта для международных полётов.

Закрывать всю зону над Украиной для международных полётов, конечно, не следовало, но решить вопрос с полётами на данной территории, конечно, надо было. Безопасность воздушного движения, безопасность людей выше любых расходов! Понятно, что закрытие этой зоны повлекло бы за собой какие-то дополнительные расходы для авиакомпаний. Ну, не очень большие, потому что не так уж и много надо было бы облетать. Этот вопрос должны были решить на уровне международных авиационных властей.

А всё остальное — кто сбил... Идёт война. Если сбили, то сбить могли и те, и другие. Понятно, что и те, и другие будут отрицать. Будут валить друг на друга. И на Россию будут валить, и всё что угодно. Но если бы зона была закрыта для полётов гражданских судов, трагедии «Боинга-777» бы не случилось. В других местах, когда происходят военные конфликты, зону закрывают, а здесь... Не совсем понятно.

[:image:]

— Кто конкретно должен был закрыть зону?

— Международная организация гражданской авиации могла, Евроконтроль [Европейская организация безопасности аэронавигации] может. Кстати говоря, украинская Служба управления воздушного движения входит в состав Евроконтроля. Поэтому Евроконтроль мог бы временно закрыть зону.

— Вот спикер Госдумы Сергей Нарышкин назвал преступной халатностью допуск гражданского самолёта в зону боевых действий.

— Конечно. Те авиакомпании, которые уже заранее отказались — мы слышали, что «Трансаэро» как минимум уже неделю или две изменила маршруты и не осуществляла полёты над данной зоной, — те компании, которые позаботились о своих пассажирах, конечно, поступили верно. Но поскольку запрета на пролёты не было, то вот малайзийцы летели. За ними, мы знаем, летели другие. Там достаточно оживлённый маршрут.

— Сейчас воздушное пространство над Украиной закрыли для гражданских судов?

— Пока ещё вроде бы нет. Но многие авиакомпании вчера ещё заявили, что прекращают полёты, будут искать обходные полёты. Там таких маршрутов много.

[:image:]

— Как будет проходить расследование?

— Будем надеяться, что будет создана комиссия. Есть Межгосударственный авиационный комитет (МАК), который, как правило, занимается расследованием всех авиационных инцидентов, происходящих на территории РФ, Украины и других сопредельных государств. Надеемся, что к работе МАК будут привлечены другие представители европейских авиационных властей и все заинтересованные стороны. Понятно, что в данном случае для установления истины необходимо создавать как можно более широкую комиссию, чтобы ни у кого не возникло сомнений в причинах случившейся катастрофы и в объективности расследования, которое будет произведено.

— И, очевидно, конфликтующие на юго-востоке стороны должны заключить перемирие?

— Да хотелось бы. Давно пора всем подумать — сколько уже можно стрелять друг в друга? Надо, наверное, сесть за стол переговоров и решить, пока дело не зашло настолько далеко, как это заходит между некоторыми народами и государствами. Будем надеяться, что пока ситуация не доведена до такой степени.

— Возможно ли, что эта катастрофа станет каким-то поворотным моментом?

— Хотелось бы надеяться, что эта трагедия — хотя нехорошо, наверное, так говорить — станет последней каплей, и люди опомнятся и начнут разговаривать друг с другом.

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика