Николай Сванидзе: Скандал вокруг хакера Романа Селезнева может поставить РФ в глупое положение
Случайность ли то, что задержанный на Мальдивах и доставленный в американскую тюрьму россиянин является сыном депутата Госдумы? Как должна вести себя Россия? На эти вопросы нам ответил телеведущий Николай Сванидзе
Российские дипломаты добиваются перевода задержанного ранее на Мальдивах по обвинению в компьютерном мошенничестве Романа Селезнёва из тюрьмы на американском острове Гуам. МИД России обвинил США в том, что там не оказывают имеющему инвалидность Селезнёву необходимую медпомощи, и потребовал немедленно его освободить.
Случайность ли то, что задержанный является сыном депутата Госдумы от ЛДПР Валерия Селезнёва? Почему Мальдивы не отказались выдать россиянина Америке? Как должна повести себя Россия в сложившейся ситуации? На эти вопросы нам ответил телеведущий, историк, член Совета по правам человека при президенте РФ, член Общественной палаты РФ, заведующий кафедрой журналистики Института массмедиа РГГУ Николай Сванидзе.
— То, что задержанный хакер Роман Селезнев — сын депутата, это совпадение или могли быть какие-то политические мотивы у этого дела?
— Я думаю, отец Романа Селезнева совершенно не интересует Америку. Депутатов у нас много, я думаю, дело абсолютно не в его отце, дело в самом сыне. Мне так кажется. Другой вопрос, что бы там ни было, нам как уважающей себя стране необходимо добиваться того, чтобы к нашему гражданину отнеслись справедливо. Не нужно кричать на весь мир, что он невиновен, потому что он может оказаться виновен, и тогда скандал вокруг хакера Романа Селезнева может поставить Россию в глупое положение. Нужно просто добиваться того, чтобы по отношению к нему действовали так же, как и к любым другим подозреваемым в американской тюрьме. Он должен просто получить то, что ему полагается по американскому закону.
— Как Вы думаете, почему Мальдивы передали США Романа Селезнёва, ведь у них нет договора о экстрадиции, они могли бы и отказать?
— Детали отношений между Мальдивами и Соединёнными Штатами мне неизвестны. Я думаю, что здесь постарались американские спецслужбы. Я думаю, что Мальдивы на такие вещи закрывают глаза. Думаю, что если бы мы были на месте американцев и арестовали бы какого-нибудь человека, которого мы бы подозревали в преступлениях по отношению к России, то Мальдивы тоже не стали бы нам препятствовать вне зависимости от того, кем бы он был: американцем, немцем, французом — да кем угодно.
— Валерий Селезнёв утверждает, что его сына держат на бетонном полу без одеяла, пытаясь выбить признания в компьютерном мошенничестве. Что предпринимается для того, чтобы проверить эту информацию и можно ли как-то пресечь это?
— Туда, по-моему, уже съездили наши дипломаты. Если действительно информация о том, что он содержится в незаконно тяжёлых условиях, соответствует действительности, то нужно по легальным каналам добиваться того, чтобы по отношению к нему была проявлена справедливость... Я, честно говоря, других вариантов решения этой проблемы не вижу.
— По словам Валерия Селезнёва, после произошедшего в 2011 году теракта в Марокко у его сына инвалидность. В связи с этим отсутствие лекарств и плохие условия проживания создают серьёзную угрозу его жизни и здоровью. Какие могут быть последствия для США, если с Романом Селезнёвым что-то случится?
— Я бы не хотел рассматривать гипотетические варианты, я в таких категориях не люблю разговаривать. Будем надеяться, что ничего не случится и ему будет организована достойная медпомощь, если он — больной человек.