Почему украинская альтернатива российскому газу обречет страну на трагедии
В последнее время власти Украины воодушевились перспективой замены дорогого российского газа дешевым газом из сланцевых месторождений. Но похоже на то, что местное население ждут большие проблемы
В последнее время власти Украины воодушевились перспективой замены дорогого российского газа дешевым газом из сланцевых месторождений. По поводу этой добычи всполошились разные политические силы и природозащитные движения. Общество весьма обеспокоено перспективой заражения подземных водоносных горизонтов питьевой воды. Но похоже на то, что этой проблемы не будет, а местное население, «осчастливленное» перспективой соседства с непонятным производством, ждут принципиально другие проблемы.
Я так говорю, потому что вряд ли зарубежные компании станут на Украине добывать сланцевый газ. Дело в том, что горючий сланец крайне неблагодарный материал. Это, по сути, плотно спрессованная глина, слегка пропитанная органикой. Материал, как и все глины, очень плотный. Уж коли обычная глина не пропускает сквозь себя ни газы, ни воду, то представьте себе: как из неё, дополнительно уплотненной органикой, извлекать бедные запасы газа и тем более — вязкий битум!
Для извлечения сланцевого газа из столь непроницаемого материала приходится бурить горизонтальные скважины строго соосно его пластам. А дабы не промахнуться — постоянно следить за процессом бурения с помощью новых, усовершенствованных средств сейсморазведки. Затем в скважины следует закачать под высоким давлением специальный раствор с песком. Жидкость растрескает сланец, а песок заклинит трещины. И только после того, как спецраствор более-менее разойдется в стороны по трещинам, из скважины пойдет газ.
Правда, и на этом проблемы не заканчиваются. Сланцевый газ, оказывается, весьма далек по качеству от природного газа. В нем весьма высока доля азота и углекислого газа, от чего теплотворная способность примерно вдвое ниже, чем у газа природного. И это обстоятельство приводит к необходимости строить для него специальные газопроводы, строить дополнительные мощности для доочистки от балластных газов, если пытаться его продавать за рубеж, или же использовать на месте как не стандартное топливо.
Но и это ещё не всё — сланцевая газовая скважина быстро выдыхается. Так, в США, на месторождении Барнетт, где рекордная толщина сланцевых залежей превышает 200 метров, скважина выдыхается за 8–12 лет. Представьте себе, что ту же технологию использовали, к примеру, на хвалёном месторождении Болтышки в Украине, где самый толстый слой имеет толщину 34,6 метра, а остальные — от 2,5 до 4,6 метра. Там прекращение выделения газа наступит во столько же раз быстрее, во сколько тоньше слой. В нашем случае — скважины на Болтышках будут работать в лучшем случае 1,5-2 года. А это означает в шесть раз больше бурения и соответственно во столько же раз большую себестоимость сланцевого газа Украины по сравнению с американским.
А теперь вспомним: украинцам обещан сланцевый газ по цене в 130 долларов за тысячу кубометров, тогда как в самих США заявленная американцами себестоимость, составляет примерно 100 долларов. Хотя оппозиционные этой технологии эксперты вычислили другую себестоимость — 182 доллара, мы возьмем за основу все же американские данные. И умножим их на шесть — получится себестоимость украинского сланцевого газа примерно в 600 долларов! То есть газ получается дороже российского. Ну и какой резон его добывать?
Именно это обстоятельство — кроме США, месторождений сланца, пригодных для коммерческой добычи газа, нигде просто не существует — и является причиной того, что везде, куда экспортируется американская технология сланцевого фрекинга, американские компании берутся только бурить скважины и проводить гидроразрыв. За что и берут деньги с фирмы-заказчика этих работ. Естественно, что полученный газ не окупает произведенные затраты. Отчего все, кто пробовал сланцевую газодобычу за пределами США, быстренько от неё отказываются.
А на Украине — о чудо! –западные компании решили брать за свою работу газом! Мы единственная территория, где такое происходит. А все от того, что в договоре, подписанном украинской стороной, имеется пункт о том, что наши американские и англо-голландские компаньоны имеют право на всё, что у нас найдут. А найти они на этих площадках могут и простой природный газ и нефть, что и подтверждается подачей очередной порции информации о том, что кроме сланца их, оказывается, интересуют выдохшиеся газовые скважины. Интересно — что они с ними собираются делать, если за последние 30 лет никаких революционных технологий в этой области изобретено не было? Наши отечественные буровики умеют всё то, что и западники. За счет чего же планируется прирост газодобычи, да ещё и по такой символической себестоимости, как 130 долларов?
Есть весьма весомое подозрение, что главной целью этих компаний являются почти нетронутые месторождения украинского природного газа сверхвысокого давления. Эти месторождения были обнаружены очень давно. Ещё Советская власть пыталась их разрабатывать, да ничего хорошего из этого не вышло — газ вырвался на свободу, и его факел много лет не могли потушить. До сих пор его добычу сдерживает проблема невозможности достаточно прочной укупорки зазора между стенками скважины и внешней поверхностью обсадной трубы. И поделом: попробуйте-ка залить без пузырей цементный раствор в щель шириной в несколько сантиметров и длиной в несколько километров! И чем выше давление в скважине, тем труднее это сделать. А укупорить нужно обязательно, так как газ, пройдя по затрубному пространству, пробирается к геологическим трещинам и вырывается на поверхность в самых неожиданных местах — хотя чаще всего возле самой скважины. Такие аварии называются грифонами: в месте прорыва образуются воронки диаметром иногда до нескольких сот метров, после чего скважину приходится ликвидировать. Грифоны очень опасны, из-за чего мы и не трогаем эти месторождения сверхвысокого давления.
Но если наши иностранные компаньоны как бы невзначай пробурят такую скважину, то отступать нам будет не куда. Да и обнаружить мы сможем это только тогда, когда авария произойдет, так как оборудование для добычи сланцевого газа позволяет, хотя и весьма варварски, добывать газ сверхвысокого давления. Способ состоит в том, чтобы бурить не горизонтальную, а вертикальную скважину и несколько не добурив до верхнего свода газового коллектора остальную дистанцию подвергнуть осторожному гидроразрыву. Когда отверстие скважины соединится с месторождением газа через сеть мелких трещин, то последние сыграют роль полуприродного редуктора. Если не останавливаться с отбором газа, то за счет дросселирования давления газа в мелких трещинах в скважине будет на много более низкое давление, чем в полости газового коллектора.
Но останавливать отбор газа нельзя! Первая же попытка перекрыть выход газа закончится повреждением стенок скважины. Это первый недостаток данного способа. Второй состоит в неопределенности степени надежности такого редуктора. Никто не даст нам гарантии, что какой-либо сейсмический толчок не расширит эту сеть и тем самым не вызовет катастрофического снижения степени редукции давления. Тем более, что добыча газа сама по себе является причиной и источником техногенных землетрясений. А чем выше было давление газа в месторождении, тем сильнее землетрясения, вызываемые газодобычей. Так что долго такая скважина вряд ли проработает. Собственно, вот и третий недостаток.
Исходя из вышесказанного, я бы советовал жителям Олеской и Юзовской площадок и их окрестностей готовиться не столько к заражению подземных вод тяжелыми металлами (хотя это тоже вероятно за счет прорыва подземных высокоминерализованных вод вместе с газом), сколько к поступлению газа в квартиры через водопроводную сеть. Будьте готовы к тому, что когда вы спросонок щелкнете в туалете выключателем, в лицо вам ударит взрыв (угроза касается в первую очередь тех, кто построил автономный водопровод от собственной скважины или колодца), а также к землетрясениям — привет жителям Харькова! То есть украинская альтернатива российскому газу обречет страну на трагедии.
Ну, а жителям всей Украины и господам-предпринимателям, позарившимся на дешевый сланцевый газ, напомним о том, что в самый неподходящий момент, если произойдет авария, мы останемся без газа вообще.