Николай Сванидзе: Если Запад достанет все козыри, им больше нечем будет давить на Путина
Политику Барака Обамы и администрации президента по отношению к России жестоко раскритиковали американские сенаторы. Сенаторы не понимают, чего ждёт правительство, если новый пакет санкций технически готов и, согласно заявлениям официальных представителей Америки, может быть введён в действие очень быстро.
Российский тележурналист, историк, член Общественной палаты РФ и член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Николай Сванидзе прокомментировал нам данную ситуацию.
— Американские сенаторы раскритиковали президента США Барака Обаму и его администрацию за бездействие в отношении России. Как Вы можете это прокомментировать?
— Во-первых, я думаю, что в американском Сенате разное отношение к Бараку Обаме. Те люди, которые его критикуют за невведение санкций, они имеют в виду, вероятно, поскольку сейчас функционируют обе стороны, [что] у нас сейчас очень сильные антиамериканские отношения и антизападные. На Западе усиливаются антироссийские настроения по вполне тоже понятным, обратным причинам. И в Штатах, соответственно, тоже усиливаются подобные отношения. Поэтому страна довольно жестко относится к России, даже больше к политике российского государства и лично по отношению к президенту Путину. Поэтому в интересах, особенно республиканцев, снижать рейтинг президента Обамы — они считают, что он бездеятелен и мягок по отношению к Путину.
— А почему всё же не вводятся новые санкции против России?
— Они не вводятся потому, что серьёзные санкции являются козырем. Если ты какой-то козырь от себя достаёшь и кидаешь от себя на стол, у тебя его больше нет. Поэтому санкции они используют не как наказание, а как угрозу, и считают, что угроза санкций более действенна, чем их реальное использование. Поэтому они пытаются использовать угрозу санкций как сдерживающий фактор по отношению к Путину. Считают, что пока Путин боится (я сейчас их точку зрения воспроизвожу): он будет аккуратнее и осторожнее действовать на Украине.
Если Запад достанет все козыри и использует все санкции, то им уже нечем будет давить на Путина. Ведь воевать-то никто не собирается, все в здравом уме и твёрдой памяти. Поэтому единственный западный аргумент по отношению к Путину — санкции. Значит, их нужно очень дозировано использовать, чтобы держать его таким образом перед угрозой использования этих санкций. Поэтому вот они и не торопятся с их введением.
Замечу, что я имею в виду серьёзные санкции. Не персональные, по отношению к ряду каких-либо чиновников, друзей Путина, а серьёзные санкции, которые ударят по секторам российской экономики.
— Политика сдерживания Путина с помощью санкций имеет какой-нибудь эффект?
— Думаю, что да. Думаю, что это имеет эффект. Не будем забывать, что объём экономики России соотносится с суммарным объёмом западной экономики как 1 к 15. И, естественно, имея перед лицом такого оппонента с таким колоссальным экономическим превосходством — не все же вопросы решаются боеголовками ядерными, никто не собирается их употреблять, — в основном в современном мире дипломатии действуют политическими и экономическими рычагами.
И, опять-таки, естественно, что если здесь санкции жёсткие будут использованы в полной мере, то и западная экономика пострадает, и российская экономика, которая пострадает даже больше, потому что она слабее. Поэтому угроза сдерживания работает.
— Сенатору Крису Мёрфи кажется, что и Европа отстраняется от США по вопросу политики в отношении России. Как думаете Вы?
— Она не отстраняется, но она занимает достаточно самостоятельную позицию. Американцы не так связаны с Россией, как европейцы, поэтому здесь они более идеологичны и более жёстки. Европейцы прагматичны и потому менее жёстки. Они не хотят ввязываться в серьёзную экономическую борьбу с Россией, потому что сами же и пострадают.
Я повторяю, что Россия пострадает больше, но им страдать тоже не хочется. Они хотят спокойствия. Поэтому в этом плане они более мягкую позицию занимают, чем американцы, но здесь иллюзии тоже ни к чему. По сравнению с американцами они более мягки, но посмотрите: в конечном счёте и Америка, и Европа на уровне лидеров государств всегда в последние месяцы приходят к выводам о том, что санкции необходимы. Поэтому, разумеется, здесь если говорить об интересах российской дипломатии и политики — конечно, она пытается вбивать клинья в отношения между США и Европой. Нужно учесть, что тактически это иногда получается, а вот стратегически эта задача очень сложная.
Россия, кстати, тоже в отношении Европы даже в плоскости пропаганды занимает более мягкую позицию, чем в отношении Соединённых Штатов. Потому что антиамериканская направленность российской пропаганды сильнее, чем по отношению к Западной Европе. И в обратную сторону такая же ситуация происходит: американцы по отношению к России жёстче, европейцы по отношению к России мягче. Плюс, я повторяю, это из-за того, что они в большей степени задействованы в экономическом отношении с Россией, чем Америка. Но тем не менее, если будет приниматься стратегическое решение — наказывать Россию или не наказывать, — я боюсь, что американцы и европейцы будут придерживаться, в конечном счёте, единого мнения.