Александр Гуров: Если власти Украины ходят с протянутой рукой, то и сепаратистам не грешно
Имя бывшего президента Украины Виктора Януковича ежедневно мелькает в новостях: то выяснилось, кто подарил ему «золотой батон», то МИД Украины планирует закрыть его счета, т.к. они уверены, что он спонсирует волнения на юго-востоке Украины
Имя бывшего президента Украины Виктора Януковича ежедневно мелькает в новостях: то выяснилось, кто подарил ему «золотой батон» (им оказался Владимир Лукьяненко, бизнесмен, президент ОАО «Сумское НПО им. Фрунзе»), то МИД Украины планирует закрыть его счета, так как они уверены, что он спонсирует волнения на юго-востоке Украины.
Мы поговорили с бывшим депутатом Госдумы, экспертом по борьбе с коррупцией Александром Гуровым, чтобы узнать, почему и зачем такой огласке придаются промежуточные итоги расследования «дела Януковича», когда про бывшего президента Украины перестанут говорить, а также кто на самом деле спонсирует юго-восток Украины.
— Повышенное внимание к Януковичу — это парадокс, который заключается в отсутствии какой-либо логики. Ну, скажем, когда они начинают объяснять гибель граждан, говорят: «Это сделали сепаратисты». Когда что-то попало в сепаратистов, например в Доме Профсоюзов в Одессе, говорят: «Они сами себя сожгли».
Понимаете, когда слушаю такие вещи, я не понимаю, на кого они ориентированы. Они ориентированы на Запад? Тогда они просто не уважают западных политиков или они тоже считают их глупцами. Такое объяснение не поддаётся не то, что логике, а разумному, так сказать, осмыслению.
Сейчас на Украине проблем тьма тьмущая. Они даже не представляют (хотя некоторые и представляют), чем это может закончиться, и надеются, что им помогут. Но, между прочим, они уже всем изрядно надоели. Евросоюзу надоели, скоро и Штатам надоест, а потом их бросят все и навсегда.
— Почему Вы так думаете?
— Потому что никто за них не будет решать их же проблемы. И они их не решают. Вместо этого оправдываются — как же они дошли до жизни такой.
Ведь при Януковиче коррупция, безусловно, была, организованная преступность была намного сильнее, чем это было при Ющенко. И это не только я говорю — это говорят люди, которые приезжают с Украины, с которыми я общаюсь: и полковники, и генералы, которые сейчас на пенсии.
Так вот сейчас им нужно найти мотивацию или объяснение тому, куда они войдут или уже входят постепенно. Потому что все эксперты (да тут, собственно, и не надо быть экспертом) считают, что на Украине будет очень и очень худо. Вы и сами знаете, что тарифы будут расти, вы знаете, что будет, а народ это просто не поднимет. И если сейчас основная часть населения Украины пассивна, собственно, так же, как и российская, — тут уже никуда [будет] не деться, надо им объяснить, почему так происходит. И они объясняют, что вот Янукович такой-сякой и то-то, то-то, то-то. Надо просто создать в общественном мнении мысль: это сделали не они, «спасители Украины», а Янукович, и они теперь не могут ничего сделать.
Народ Украины такой же, как и российский — долго раскачивается. И когда он наконец-таки начнёт мыслить, поймёт, что при Януковиче жить было можно: лекарства были, земли пахали, цены были приличные. А теперь — кранты...
Мы и каждого генсека обгаживали, чтобы показать: «Ах, посмотрите, какой у нас новый появился». А всё то, что было при Сталине — ужасно. Есть Хрущёв, который уничтожил 20 тысяч церквей и фактически уничтожил сельское хозяйство, — ну, это нормально. А когда и Хрущёва не стало... Поэтому ничего нового нет.
— То есть даже заявления о том, что Янукович спонсирует юго-восток, вы тоже считаете «оправданием»?
— Безусловно, конечно. А кто же ещё может, на их взгляд, спонсировать? Иногда даже смешно слушать, что где-то случилось что-то, и в этом виноват Путин.
Есть, наверное, люди, которые покупают и протаскивают туда оружие. Этого я не исключаю, но государственная политика другая совершенно. Если предположить бы, что Россия, к примеру, что-то начала переправлять, я думаю, что там самолётов давно бы уже и не было.
Но держится же восток с югом. Значит, Янукович виноват. А ему-то какой смысл? Он всё равно уже не будет никаким президентом. И я его не защищаю, это мёртвая фигура абсолютно в политике. Отомстить кому-то? Зачем? Он ушёл, по крайней мере, прилично в плане того, что его не вешали, не пытали, он ушёл сам. И вдруг теперь будет финансировать? Исключать нельзя, конечно, но смысла, я думаю, нет никакого.
Да, конечно, какие-то финансовые потоки идут. Расскажу на своём примере: в 90-е годы был внутренний терроризм в Таджикистане, Афганистане, потом началась Чечня. Тогда я работал начальником Главка по борьбе с организованной преступностью. Мы неоднократно фиксировали сбор денежных средств и направление их мусульманским преступникам. И сейчас это есть.
Поэтому я не исключаю, что кто-то где-то финансирует, потому что деньги туда несомненно идут, и они нужны, потому что без них долго не продержишься. Это же не штыковой бой, не со стрелами и луком. И платить наёмникам надо — они там тоже есть. Кто-то за идею, кто-то и за деньги. Так показывает наш международный опыт.
Но сказать, что Янукович там что-то организовывает? Потому что причины совсем другие, они не в Януковиче. И я не думаю, что он основная фигура.
— Вы сказали, что не исключаете факта финансирования юго-востока. Но это не способствует стабилизации ситуации на юго-востоке, согласитесь. И зачем это спонсорство?
— Если власти Украины ходят с протянутой рукой по Европе и не платят за газ, то и сепаратистам — не грешно. Странно получается: одни бегают по Европе и собирают деньги на войну, а те, кто на юго-востоке стоит против, должны надеть галстуки или, проще говоря, надеть нательный крест, автомат за плечо, да и простынь не забыть и пойти на кладбище? Поэтому спонсоры будут находиться. Обязательно!
— Возвращаясь к Януковичу — как Вы думаете в таком случае, когда его присутствие на посту президента Украины в прошлом перестанет быть таким «оправданием»?
— Я думаю, что о нём будут говорить до тех пор, пока они будут увязать в этих проблемах, которых тьма тьмущая — и экономические, и политические... Фактически-то государства Украина нет, это раздробление. И поэтому каждый раз им придётся находить объяснение.
Ну нельзя же, в самом деле, сказать: «Мы затеяли революцию, ошиблись в этом, что нам делать?» Нет... Зачем? Те, кто говорят о революции, об идее, очень богатые люди, которые не перестают растаскивать Украину. Даже олигархи продают — всем известный факт — свои собственные армии. Ну а бензинчик или керосинчик в два раза дороже тем временем продаётся...
Поэтому нужно народу будет объяснять, почему и что. Так же, как и в нашей собственной истории: мы никак не можем забыть и царя Николая, и Сталина, и Ленина. И у них это будет до тех пор, пока рак на горе не свистнет, а рак на горе никогда не свистнет.
Не ожидаю я на Украине возрождения, экономического процветания, спокойствия. Даже если они успокоятся (можно пофантазировать), это им ничего не даст. Ведь надо работать! РА-БО-ТА-ТЬ! И ценности — это же не камень, который пошёл, взял и сказал: «Вот, я взял камень, теперь у меня есть ценности». Надо воспитывать эти ценности, возвращать их, ведь в каждой стране есть ценности, которые нам даны свыше — не убей, не укради, не прелюбодействуй и так далее. Короче, это не скоро.