Станислав Белковский: Переговоры Украины и России по юго-востоку были заведомым блефом
Напряженная ситуация на Украине с каждым днем только усугубляется, несмотря на установленный новым избранным президентом Петром Порошенко режим перемирия и внесение поправок в Конституцию
Напряженная ситуация на Украине с каждым днем только усугубляется, несмотря на установленный избранным президентом Петром Порошенко режим перемирия, продлившийся полторы недели, и внесение поправок в Конституцию, а также отзыв разрешения российскому главе Владимиру Путину на ввод войск.
О развитии событий на Украине мы побеседовали с политологом Станиславом Белковским.
– Два раунда переговоров в понедельник и пятницу де-факто так и не привели к перемирию. Имеют ли вообще смысл такие встречи?
– Эти переговоры носили чисто формальный характер и изначально не внушали оптимизма.
– Что вы можете сказать о составе участников?
– Интересы Путина представлял Медведчук – его кум и ключевой советник по украинским делам, неформальный, конечно. А Украина ответила остроумным шагом, отправив Кучму, который в годы президентства был начальником Медведчука (тот работал главой его администрации).
Психологически им было комфортно, но общей нацеленности на реальный результат тут не было. Это был заведомый блеф – Украина и Россия хотят перещеголять друг друга в демонстрации склонности к мирным договоренностям.
– Обращение Путина в СовФед с целью отозвать разрешение на введение войск – из этой же серии?
– Да. Давно ясно, что Путин не собирается официально вводить войска, чтобы избежать новой волны санкций. Тактика России сводится к поддержке ополченцев оружием и наемниками, и она сохраняется.
К тому же, если президент захочет, он сможет получить разрешение обратно в течение суток. Это был такой ход накануне заседания ЕС, где как раз речь шла о санкциях.
[:image:]
– Но, судя по жестким заявлениям Обамы и Кэмерона, они на этот ход не купились.
– Независимо от красивых жестов, и США, и ключевые страны ЕС убеждены, что за дестабилизацией на юго-востоке Украины стоит Россия.
Хотя часть стран выступает против санкций, поскольку это затрагивает интересы их государств и крупных корпораций, особенно немецких, австрийских, итальянских. Тем не менее санкции по-прежнему вполне актуальны, о них может быть объявлено в начале – середине июля.
– Между тем президент Украины анонсировал поправки в Конституцию. Это может смягчить ополченцев?
– Я не рассматриваю ЛНР и ДНР в отрыве от РФ, а Россию не устраивает то, что предлагает Порошенко. Он показывает, что готов идти путем децентрализации. Но практические результаты этого шага сомнительны, это опять же пиар-акция.
[:image:]
– То есть в течение недели обе стороны сделали ряд имиджевых шагов. Все же кто впереди – Путин или Порошенко?
– Странная ситуация: декоративный характер взаимных действий ясен всем, но Запад, конечно, на стороне Украины.
– Кстати, почти одновременно приняли совместную конституцию ЛНР и ДНР. Это такой ответ Порошенко?
– Конституция написана на коленке, это очередная демонстрация того, что они не намерены капитулировать или идти на компромисс с Киевом.
– Да, Южная Осетия, например, уже признала Новороссию.
– Южная Осетия достаточно независима в экономическом смысле, но не в геополитике. Это сделано не только с согласия, но и по инициативе Кремля. Это очередной акт давления на Украину, знак, что Кремль недоволен Киевом.
[:image:]
– Вступление Украины в ЕС усугубит недовольство?
– Конечно, Россия прилагала массу усилий, чтобы этого не допустить. И неоднократно заявляла, что будет защищать свой рынок. Под этим предлогом будут дискриминированы украинские товары. Убытки для Украины могут составить от 8 до 30 млрд $. Вступление в ЕС развяжет российско-украинскую торговую войну.
– Усилит ли оно военный конфликт?
– Мы не можем прогнозировать. Путин ведь не стратег, а тактик. Он человек импульсивный. Его обижают – он отвечает. Если он решит положить конец эскалации конфликта, он прекратится. Тут все будет зависеть от эмоций, жестов. Жесткие шаги будут провоцировать на дальнейшую агрессию.
– То есть в случае введения третьего круга санкций в июле ситуация усугубится?
– Наверняка.