Анатолий Вассерман: Гибель российских журналистов на Украине - это целенаправленное убийство
Гибель на юго-востоке Украины корреспондента российского телеканала «Россия 1» Игоря Корнелюка и звукооператора съемочной группы Антона Волошина стала самым трагичным эпизодом для российского медийного мира
Гибель на юго-востоке Украины корреспондента российского телеканала «Россия 1» Игоря Корнелюка и звукооператора съемочной группы Антона Волошина стала самым трагичным эпизодом для российского медийного мира за всё время конфликта в соседней стране. Это событие было упомянуто в сотнях изданий, и тысячи журналистов выразили соболезнования родственникам и близким своих погибших коллег.
О том, чего работникам СМИ следует ожидать теперь, мы поговорили с журналистом, политическим консультантом и известным интеллектуалом Анатолием Вассерманом.
- Два российских журналиста погибли на юго-востоке Украины. Какие выводы можно сделать из этой трагедии?
- Главный вывод, который можно сделать из убийства (а это было именно целенаправленное убийство) российских журналистов - что соучастники террористической операции Украины против Новороссии хотя и называют свою операцию антитеррористической, но на практике прекрасно знают, что творят, и готовы, как и практически любой преступник, нарушать законы вновь и вновь в попытке скрыть уже состоявшиеся преступления.
Соответственно, можно ожидать, что и впредь журналистов будут убивать до тех пор, пока Запад не будет принужден отказаться от поддержки своих подельников в Киеве. Ну а как это сделать? Могу сказать, что предстоящее массированное воровство газа, предназначенного для Европейского союза, способно отрезвить там даже кое-кого из политиков, не говоря уже о честных гражданах.
- Вы говорите, что причиной гибели журналистов является убийство. Из чего следует такой вывод?
- Следует это из того, что с того расстояния, с которого велся огонь, просто невозможно не заметить опознавательные знаки прессы. Значит, стреляли вполне сознательно и целенаправленно.
[:image:]
- Как это событие может повлиять на работу СМИ в освещении украинского конфликта?
- Полагаю, что в ближайшее время на Украине станет значительно меньше обычных репортеров независимых каналов. Зато появится существенно больше репортажей из этой страны, отснятых подручными средствами вроде камер для экстремальных видов спорта. По этому поводу, несомненно, начнется множество криков — мол, тому, что снимают сами участники конфликта, верить нельзя. Но эти крики надлежит рассматривать как еще одну попытку киевских преступников замаскировать свои преступления.
- Следует ли в таком случае ожидать ухудшения качества освещения событий на Украине?
- Качество не ухудшится, поскольку нынешние портативные камеры реально мало чем уступают камерам профессиональным. По крайней мере, качество сигнала, достаточного для обычного телевидения, они уже сейчас обеспечивают. А качество в смысле содержательности даже возрастет, поскольку будет очень много съемок непосредственно с поля и в процессе боя.
Другое дело, что будет очень много криков о недостоверности таких съемок и о том, что ополченцы снимают только то, что им выгодно. Ну так на это есть простой ответ: посылайте своих корреспондентов и снимайте то, что выгодно вам.
[:image:]
- Гибель журналиста всегда взывает большой резонанс в мире. Может ли общественная реакция на что-то повлиять в этом случае?
- Боюсь, что эта гибель практически ничего не изменит. Если не влияют на мнение западных политиков систематические обстрелы жилых кварталов и регулярные расстрелы рядовых граждан в районах, захваченных киевскими боевиками и наемниками, то на то, что заменяет этим политикам совесть, невозможно повлиять уже ничем.
Более того, рядовые граждане Соединенных Штатов Америки будут активно поддерживать ложь своих политиков, поскольку в той или иной мере сознают, что знаменитый американский образ жизни, когда США потребляют больше, чем производят, а в последние десятилетия уже даже вдвое больше, по сути опирается на ограблении большей части остального мира. Такой порядок невозможно поддерживать без лжи, агрессии и организации массовых убийств во всем мире. А поскольку жители Америки это сознают, то их такое положение дел не возмущает.
- На Украине нападают не только на российских журналистов. Так, был случай с убийством представителя итальянского СМИ. Разве такие случаи не могут как-то повлиять на позицию Запада, например на европейские страны?
- Судя по тому, что Европейский союз практически никак не прореагировал на убийство итальянского журналиста, на убийство российских работников СМИ он точно также не отреагирует.
[:image:]
- Насколько я помню, сама Италия отреагировала на убийство своего журналиста.
- Полагаю, что та реакция, которую продемонстрировала Италия, была явно недостаточной, чтобы повлиять не то чтобы на Украину, но даже на партнеров по Европейскому союзу. У меня нет особых причин ожидать, что реакция на гибель каких-то других журналистов будет сильнее.
- А то, что Совет безопасности ООН принял документ, призывающий расследовать все случаи насилия в отношении журналистов, тоже не сможет ничего поменять?
- Ну, конечно, Совет безопасности ООН может призывать к расследованию. Но до сих пор не были расследованы массовый расстрел в спину массовки Майдана со стороны своих же соучастников, хотя уже доказано, что стрельба велась из зданий, захваченных на тот момент боевиками «Правого сектора».
Всё, что сделано для этого расследования, это были спилены деревья, по которым видно, откуда велся огонь. Также не расследовано массовое убийство одесситов с засадой, которая была заранее организована в Доме профсоюзов, куда боевики-соучастники загнали людей, находивших на площади перед этим зданием. Хотя уже имеется множество фото- и видео документов, доказывающих, что дело обстояло именно так.
Вполне понятно, что разбирательство в убийстве российских журналистов будет идти точно таким же образом, поскольку расследование поручено самим убийцам.
[:image:]
- В ходе событий на юго-востоке звучало множество заявлений, что многие работники СМИ действуют в интересах одной из воющих сторон. Насколько возможно, что какие-то журналисты действительно играют на чьей-либо стороне и могут перевозить оружие или просто заниматься субъективным информированием?
- Любой журналист действует в чьих-либо интересах, поскольку он человек. У него есть собственные политические взгляды, и при прочих равных условиях он отбирает материалы в соответствии со своими представлениями, а значит, действует в интересах тех, чьи взгляды ему ближе.
Но ни один работник СМИ не потащит с собой партию оружия, просто потому, что это физически не в его силах. Профессиональные журналисты носят с собой столько громоздкого оборудования, что взять что-то еще просто технически невозможно.