Матвей Ганапольский: Без введения войск РФ все протесты Восточной Украины будут подавлены
Кровавые события на востоке Украины стали основным сюжетом новостей в начале мая. «Антитеррористическая операция» привела к многочисленным жертвам в боях в Славянске, Краматорске и близлежащих населенных пунктах
Кровавые события на востоке Украины стали основным сюжетом новостей в начале мая. «Антитеррористическая операция» привела к многочисленным жертвам в боях в Славянске, Краматорске и близлежащих населенных пунктах. Вместе с тем остаются вопросы по поводу причин столкновений в Одессе, унёсших жизни более 40 человек.
Своими рассуждениями по этому поводу с нами поделился известный российский журналист Матвей Ганапольский.
— С чем связано решение властей Киева пойти на штурм Славянска и Краматорска?
— Это связано с тем, что это их территория, территория Украины. А людей, которые захватили власть в этих городах, официальная власть в стране считает сепаратистами. Штурмуют они для того, чтобы, как говорит Киев, вернуть территорию в конституционное поле. То же самое когда-то делала Россия в Чечне.
— Но очень долго украинские власти на это решались. Сейчас ситуация как-то изменилась?
— Какое-то время не решались, но в конце концов решились: они же не хотят потерять эту территорию.
— Какие шансы у протестующих отстоять свои позиции?
— Думаю, что без введения российских войск выступления протестующих на Восточной Украине будут подавлены.
Другое дело, что в отношении востока центральному правительству Украины необходимо сформировать особенную политику. В этих регионах живет население, для которого существуют несколько другие ценности, другой язык, иной менталитет, — всё это власти Украины надо будет учитывать.
— Неважное состояние украинской армии и войск МВД очевидно — достаточно вспомнить случаи перехода солдат на сторону протестующих. Как украинская армия может устранить проблемы среди своих боевых частей для проведения антитеррористической операции?
— Армия строится не один день. За сегодняшнее состояние вооруженных сил, видимо, нужно благодарить отнюдь не нынешнюю украинскую власть, а господина Януковича. Он был президентом, при нем и при предыдущих властях армия пришла в такое состояние.
А как изменить армию? Нужно, чтобы была достойная зарплата у контрактников и существовали хорошие льготы для тех, кто идет по призыву. Напомню, что призыв в украинской армии был, затем его отменили, к чему очень многие отнеслись позитивно, сейчас опять призыв появился в связи с военной ситуацией. В любом случае любая армия, будь то украинская или российская, должна быть таким местом, куда хочется пойти служить. Пока у Киева это сделать не получается.
— Может ли Киев активно задействовать радикальные националистические элементы для участия в подавлении протестующих?
— Это не более чем легенда. Дело в том, что центральное украинское правительство само весьма боится радикалов. Так, нынешний министр внутренних дел Арсен Аваков решительно настроен разоружить «Правый сектор», который, по словам самого Авакова, незаконно вооружен. Такова позиция центрального правительства, и здесь их вполне можно понять. На Украине сегодня существуют войска и так называемая Национальная гвардия, которая выполняет роль внутренних войск. Вооружать и играться с «Правым сектором» власть совершенно не хочет.
Если бы не было «внутреннего сепаратизма» против которого идет уже упомянутая «антитеррористическая операция», то Киев, безусловно, уже давно разоружил бы «Правый сектор». Но на фоне внутренних проблем, о которых мы говорим, разоружать радикалов и времени-то нет. Насколько я понимаю, украинская власть желает сначала закончить операцию против протестующих на юго-востоке страны, а потом приняться за остальные незаконные вооруженные формирования — именно так они и называют «Правый сектор».
— Немецкий таблоид Bild сообщил, что в организации операции на юго-востоке Украины властям помогают десятки сотрудников ФБР и ЦРУ. Насколько вероятно участие спецслужб США в подавлении повстанцев?
— Вероятно, их участие возможно только в качестве советников. Но насколько мне известно, «десятки сотрудников» — это не соответствует действительности. Были планы — и Киев об этом говорил, пригласить представителей из Израиля — у которых есть опыт борьбы в подобной ситуации. Но точной информации о том, осуществили ли это власти Украины, у меня нет.
— Насколько вероятно участие российских спецслужб на стороне протестующих?
— Большая загадка, кто участвует в этом процессе. Но достаточно хорошо известно, что протестующие используют тяжелое вооружение. Мы знаем, что несколько вертолетов были сбиты с использованием переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК). Это не продается в магазинах Славянска, Краматорска или Луганска. Нет сомнений, что тяжелое вооружение предоставлено третьей стороной. Какой третьей стороной? С этим должна разбираться украинская власть.
— В отличие от Донецкой, Луганской и Харьковской областей Одесса не была центром протеста. О чем может свидетельствовать всплеск насилия в этом городе?
— Это сложный вопрос, который нужно изучать не только политикам, но социологам. Но безусловно, что этот инцидент был спровоцирован двумя вещами, которые хорошо известны. Первое — это наличие в городе «гастролёров», людей, которые не из Одессы, но появились в городе с той и с другой стороны для того, чтобы выяснять отношения, что привело к трагическому развитию событий.
Второе — абсолютное предательство местными сотрудниками милиции. Министр внутренних дел полностью сменил в городе абсолютно все руководство правоохранительных органов. В результате часть милиции была за одну сторону в столкновении, а часть — за другую. А почти всех людей, арестованных за то, что они были зачинщиками этой кровавой драмы, один из руководителей силовых структур Одессы отпустил. Этого сотрудника в результате уже уволили, и он находится под следствием.
Иными словами, мы наблюдаем абсолютное разложение одесской милиции. Это во многом и привело к такому ужасному результату.