Самые опасные решения новых властей Украины
Cпецподразделение МВД Украины «Беркут» ликвидировано, и теперь депутаты беспокоятся: кто будет выполнять функции спецназа, пока ситуация в стране остается неспокойной? Мы собрали самые рискованные решения новых властей Украины
26 февраля было ликвидировано спецподразделение МВД Украины «Беркут». Теперь депутаты беспокоятся: кто будет выполнять функции спецназа, пока ситуация в стране остается неспокойной? Мы собрали самые рискованные решения новых властей Украины.
1. О ликвидации спецподразделения «Беркут» исполняющий обязанности главы МВД Украины Арсен Аваков сообщил в ночь на 26 февраля на своей странице в Facebook. «Подписал приказ номер 144 от 25 февраля 2014 года "Про ликвидацию специальных подразделений милиции гражданской безопасности "Беркут"», — написал он.
Расформирование «Беркута», разгонявшего по приказу прежних властей Украины массовые протесты в Киеве, было одним из требований Евромайдана. Соответствующий законопроект был внесен в Верховную раду 23 февраля. Тогда же спикер Рады Александр Турчинов указал на основной недостаток этого законопроекта: непонятно, кто будет выполнять функции ликвидированного спецподразделения. Несмотря на это, приказ о расформировании «Беркута» подписан.
[:image:]
В ситуации, когда обстановка в стране остается нестабильной, такое решение кажется весьма недальновидным: «Беркут», являясь спецподразделением МВД, обязан подчиняться главе ведомства. Начиная с ноября 2013 года он подавлял митинги оппозиции, подчиняясь приказам бывшего главы МВД Виталия Захарченко. Со сменой власти право отдавать приказы «Беркуту» перешло к и. о. министра Арсену Авакову. Поэтому, как бы парадоксально это ни звучало, именно на «Беркут» могла опереться новая власть в критической ситуации. Ликвидировав спецподразделение, МВД Украины лишило себя мощного инструмента, с помощью которого могло контролировать ситуацию в стране.
Ценные кадры, похоже, не пропадут: бойцов расформированного «Беркута» уже пригласил в Севастополь глава городского управления Алексей Чалый, заявивший, что эти люди выполняли свой долг перед страной, а теперь несправедливо «брошены на растерзание бешеной своре нацистов». В итоге 27 февраля здания республиканского совета и правительства были захвачены людьми в форме без опознавательных знаков — по некоторым сообщениям, как раз бывшими спецназовцами.
[:image:]
2. 23 февраля Верховная рада отменила закон «Об основах государственной языковой политики», известный также как закон Кивалова — Колесниченко. Это закон, вступивший в силу в августе 2012 года, предусматривал возможность официального двуязычия в тех регионах, где национальные меньшинства составляют не менее 10% от числа общего населения. С принятием этого закона русский язык получил статус регионального почти в половине (13 из 27) административно-территориальных единиц Украины. Этот же статус в некоторых регионах страны стали также румынский, венгерский и болгарский языки.
[:image:]
Ликвидация двуязычия едва ли укрепила позиции новой власти. Во-первых, это, как и следовало ожидать, привело к осложнению отношений с Румынией, Венгрией и Болгарией, которые уже выразили свое несогласие с языковой политикой страны. Председатель Госдумы России по делам СНГ Леонид Слуцкий также выразил опасение, что подобные действия украинских властей могут стать серьезным препятствием в сотрудничестве двух стран. Во-вторых, отмена закона не встретила одобрения и среди самих украинцев. Так, активисты из Львова решили выразить свой протест против языковой политики новых властей, поддержав русскоязычное население востока и юга Украины. В социальных сетях они распространили сообщение, в котором призвали жителей города весь день 26 февраля говорить по-русски везде: на работе, дома, в общественном транспорте. Эксперты полагают, что отмена двуязычия на Украине разжигает противоречия между регионами и может привести к расколу страны. «Принятое в азарте революционного нигилизма решение лишь усугубит и без того взрывоопасную ситуацию в стране», — написал в Facebook пророссийский украинский политический деятель Виктор Медведчук.
3. Еще одним промахом новых властей Украины можно считать принятое 22 февраля постановление «О предупреждении проявлений сепаратизма и других посягательств на основы национальной безопасности Украины». Эта мера, очевидно, была направлена в первую очередь на урегулирование ситуации в Крыму, часть населения которого протестует против новой власти и готово отделиться от Украины, присоединившись к России. Судя по последним событиям, однако, проблему это не только не решило, но и усугубило. Верховный совет Крыма, который 26 февраля якобы собирался рассматривать вопрос о статусе автономии Крыма, сообщил, что вопрос об отделении от Украины на самом деле не ставится. Это, разумеется, вызвало недовольство участников «антимайдановского» митинга, равно как и обвинения главы республиканского совета в адрес «макеевской» (то есть связанной с «донецкими», пришедшими к власти на волне успеха Викторя Януковича на президентских выборах) группировки в областной администрации.
[:image:]
Дополнительным фактором, накаляющим обстановку, является то, что русскоязычные жители Крыма — не единственные, кто считает себя ущемлёнными. Крымские татары поддерживают власти в Киеве; два противоборствующих митинга подрались накануне — уже есть двое погибших. Теперь же, когда административные здания в Крыму захвачены якобы некими пророссийскими «отрядами самообороны», лидеры крымских татар прилагают массу усилий, чтобы убедить людей не выходить на улицы и не пытаться решить вопрос силой самостоятельно, без участия сил правопорядка.
4. 24 февраля большинство депутатов Верховной рады проголосовали за увольнение пятерых судей Конституционного суда, которые в 2010 году своим решением отменили конституцию 2004 года, вернув прежнюю, образца 1996 года. Та конституция устанавливала президентско-парламентскую форму правления и предоставляла президенту Украины весьма широкий круг полномочий. Отстранение судей КС от должности новые власти страны, по данным «Украинской правды», сопроводили формулировкой «за нарушение присяги и за совершение антиконституционных действий». Избежать снятия с должности удалось лишь двум судьям — Петру Стецюку и Виктору Шишкину: в 2010-м они не поддержали решение КС вернуть конституцию 1996 года.
[:image:]
Поступая таким образом, Рада, представляющая исполнительную власть в стране, фактически вступает в конфликт к судебной властью. Создавая такой прецедент, новая власть оказывает давление на судей, которые придут на смену уволенным: любое неугодное власти решение может быть названо «антиконституционным», и за ним неизбежно последует отстранение от должности. Между тем именно Конституционный суд должен выступать гарантом того, что принимаемые властью изменения в главном законе страны не будут нарушать права ее граждан и противоречить их интересам. В таком контексте трудно надеяться на то, что суд будет независимой и самостоятельной ветвью украинской власти.
5. 25 февраля Верховная рада проголосовала за освобождение 23 человек, осужденных при Викторе Януковиче. Депутаты признали их политзаключенными и постановили освободить их ввиду отсутствия в их действиях состава преступления. В результате на свободе оказались «васильковские террористы» и обвиненные в подготовке теракта, отец и сын Павличенко, осужденные за убийство судьи, а также более 15 человек, признанные виновными в убийствах милиционеров, в том числе юрист Виталий Запорожец.
Владимир Шпара, Сергей Бевз и Игорь Мосийчук, известные как «васильковские террористы», были приговорены к лишению свободы сроком на 6 лет в начале января 2014 года. Суд признал их виновными в подготовке теракта летом 2011 года. Согласно материалам дела, они намеревались взорвать памятник Ленину в Борисполе во время празднования Дня независимости Украины. Кроме того, им вменялись в вину призывы к свержению государственной власти.
Дмитрий и Сергей Павличенко были осуждены за убийство судьи Шевченского райсуда Киева Сергея Зубкова, совершенное три года назад. Мотивом для убийства могло стать решение судьи о выселении семьи Павличенко из квартиры. В результате Павличенко-старший был приговорен к пожизненному заключению, а его сын — к 13 годам тюрьмы. Житель села Семиполки, расположенного под Киевом, Виталий Запорожец был осужден за убийство местного участкового Николая Симоненко на 14 лет колонии. Жители села называли убитого Симоненко «беспредельщиком», который, пользуясь своей властью, терроризировал все население Семиполков, избивая, унижая и запугивая людей. Сотрудники МВД, впрочем, характеризовали убитого как образцового участкового, которого в Семиполках не любили якобы за строгость.
[:image:]
Такое благожелательное отношение к «народным мстителям» (даже если допускать вероятность того, что они были осуждены несправедливо, и принимать во внимание, что революционные события всегда заставляют принимать популистские решения) может грозить новыми преступлениями подобного рода, на этот раз направленными против новой власти. У «майдановцев» немало радикальных противников по всей Украине, и как бы они не стремились откреститься от наследия режима Януковича, любая власть обязана эффективно противостоять насильственным действиям в отношении своих представителей, особенно если демонстрация слабости может обернуться для неё свержением.