5 самых трагических побед полководца Александра Суворова

24 ноября Россия празднует день рождения полководца Александра Суворова. За века его победоносная биография обросла мифами и легендами. Но мы вспомнили о пяти трагических победах в жизни генералиссимуса, о которых он сам наверняка хотел бы забыть

Фото: Тайны биографии Александра Васильевича Суворова //

24 ноября Россия празднует день рождения полководца Александра Суворова. За века его победоносная биография обросла мифами и легендами. Но мы вспомнили о пяти трагических победах в жизни генералиссимуса, о которых он сам наверняка хотел бы забыть.

За свою долгую военную карьеру Суворов не проиграл ни одного сражения, которых разные историки насчитывают от 60 до 70. Так ли это на самом деле, и всегда ли образ гениального командира, верного слуги императрицы, соответствовал реальным результатам?

1) Неудачи при штурме Ландскроны в 1771 году. Удивительно, но почти до 30 лет прославленный полководец Александр Суворов ни разу не воевал... Возможно, как военачальник, он и не проиграл ни одной битвы, но как простой офицер он не всегда действовал сообразно придуманной им «науки побеждать».

Эпохе трех разделов Польши предшествовала небольшая война. Польская элита пыталась что-то противопоставить разложению польской государственности и ничего лучше очередной войнушки с русскими не придумала. Одной из ключевых крепостей поляков был замок Ландскрона. Во время его штурма Суворов сходу не добился никакого успеха, потеряв множество офицеров и солдат. Будущему гению пришлось с позором отступить, и только после повторной атаки Суворов сумел раскусить этот крепкий орешек.

2) Штурм Краковского замка в 1772 году. После взятия Ландскроны война с поляками не закончилась. Перед бойцами Суворова стояла задача по овладению Краковского замка – национальной святыни поляков, которые за нее сражались совершенно отчаянно.

18 февраля 1772 года был предпринят внезапный авантюрный штурм, который после умелых оборонительных действий поляков Суворовом был фактически провален. В конечном счете, русские взяли Краковскую крепость, но уже не штурмом, а измором.

3) Участие в подавлении Крестьянской войны Пугачева в 1775 году. Вообще говоря, разбил Пугачева генерал Михельсон, Александр Васильевич же поспел только на подавление отдельных очагов восстания и в крупных военных операциях против бунтовщиков участия не принимал.

Зато Суворов «отличился» уничтожением мелких отрядов мятежников и умиротворением местного крестьянского населения. О методах история умалчивает, но понятно, что это «умиротворение» простых крепостных, почувствовавших воздух свободы, которым им помог немного подышать Емельян Пугачев, вряд ли проводилось Александром Суворовым, который сам на тот момент обладал крестьянами, благодушными увещеваниями и пряником.

4) Подавление Польского восстания 1794 года. Поляки, которые столкнулись с циничной политикой своих трех соседей, не сложили руки и не стали покорно смотреть на то, как их некогда могучую страну будут грабить, а решили попытаться еще раз отвоевать свою свободу оружием. Лишенных родины, но не свободы поляков возглавил Тадеуш Костюшко. Против него выступил самый гениальный полководец своего времени Александр Суворов.

Силы были неравны. Суворов возглавил огромную объединенную русско-прусско-австрийскую армию и действовал ею весьма умело. К октябрю 1795 года итог войны был ясен, оставалось его лишь юридически оформить в виде захвата Варшава и ее предместья Праги. О том, как русские взяли под командованием Суворова Варшаву и ее пригород красноречиво свидетельствуют воспоминания генерала фон Клугена: «Ожесточение и жажда мести дошли до высочайшей степени... У моста снова началась резня. Наши солдаты стреляли в толпы, не разбирая никого, - и пронзительный крик женщин, вопли детей наводили ужас. Справедливо говорят, что пролитая человеческая кровь возбуждает род опьянения. Ожесточённые наши солдаты в каждом живом существе видели губителя во время восстания в Варшаве. «Нет никому пардона!» - кричали и умерщвляли всех, не различая ни лет, ни пола».

5) Итальянский и Швейцарский походы 1799 года. Каждый в России знает знаменитый переход Суворова через Альпы, о том, как русские солдаты прошли Чертов мост, в пух и прах разбили французов в северной Италии, освободили Милан «и прочая, прочая, прочая».

Неоспоримую военную победу Суворова тогда полностью нивелировала политика союзника России, Австрии, которая испугалась того, что освобождаемая Италия симпатизирует русским и готова кинуться именно в их объятия, а вовсе не стать очередным данником Вены. Австрийцы к началу ноября по новому стилю 1799 года перестали интересовать Павла I, который моментально решил развернуть всю внешнюю политику страны на 180 градусов и уже строить союз с Бонапартом, с которым его фельдмаршал и его преданные солдаты буквально месяц назад вели ожесточенные бои. Пролитая русская кровь оказалась никому не нужна. Все победы, одержанные неимоверным трудом – бессмысленны.

Читайте также:

Новый конкурс ВГТРК "Имя Победы" избежит скандальной славы предшественников

Дмитрий Быков: Герой недели - Сергей Шойгу и портянки 

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика