Евгений Ясин объяснил, почему новая концепция пенсионной реформы усиливает боль проблемы
Правительство одобрило концепцию пенсионной реформы. Многие эксперты тут же назвали это игрой в фантики: мол, реальные сегодня рубли на личных счетах пенсионеров (когда их переведут в баллы, а потом опять в рубли) будут стоить не больше, чем фантики. В сущности, я согласен
Правительство одобрило концепцию пенсионной реформы, которую нам уже некоторое время пытаются объяснить чиновники.
Многие эксперты тут же назвали это игрой в фантики: мол, реальные сегодня рубли на личных счетах пенсионеров (когда их переведут в баллы, а потом опять в рубли) будут стоить не больше, чем фантики. Ведь в итоге решать, на какую прибавку потянет каждый балл, будут в конкретном году выхода человека на пенсию конкретные чиновники ПФР. Будет в Пенсионном фонде густо с деньгами – баллы будут весомее, будет дефицит – баллы будут стоить меньше. А ведь человек уже отработал сколько-то лет после достижения пенсионного возраста, пенсию не получал и рассчитывает на обещанное премьером Медведевым серьезное увеличение своей пенсии...
В сущности, я согласен с таким видением будущего этой реформы. Потому что это не решение больной и требующей радикального лечения проблемы. Это попытка оттянуть принятие жестких и болезненных решений.
Между тем, по данным экономистов, к 2025–2030 годам дефицит ПФР вырастет в 4–5 раз и потребуется порядка 6–7 трлн руб. на выплату пенсий. А доля пенсионеров к тому времени вырастет до 40% (сейчас 28%) от доли работающих граждан. То есть еще чуть-чуть – и пенсионеров в стране будет больше, чем работоспособных людей. Кто будет их кормить?
На поверхности лежит простой ответ: люди, начиная трудовую деятельность, должны уже думать о пенсии и сами отчислять себе на старость. Сейчас это делают одни только работодатели да государство периодически переводит в ПФР трансферты, затыкая там дыры. Это чрезвычайно острая проблема, поскольку сегодня у половины населения России так называемое стойловое содержание. То есть зарплаты людям хватает на еду и текущие траты, но у них нет возможности ни построить дом, ни оплатить медстраховку, образование, отложить на старость, наконец.
Пенсионная реформа – не узковедомственная проблема. Она системная, и решать ее надо комплексно: повышать зарплаты бюджетникам, нивелировать разрыв в неравенстве, увеличивать производительность труда и т.д. Одному Минтруду это не под силу. Единственное, чего удастся добиться данной реформой – повысить возраст выхода на пенсию, не вызывая особых протестов. Власть еще чуть оттянет острый пенсионный кризис, а проиграют граждане.
Читайте также:
Минфин обозначил сумму пенсионных накоплений, которую власти хотят отдать Внешэкономбанку
Известный экономист раскритиковал новую реформу пенсионной системы
и другие публикации Евгения Ясина