Профессор Юрий Громыко: Разгром образования и реформа РАН будут иметь последствия хуже, чем можно представить
Скандал с реформой РАН не утихает который месяц. Мы решили задать доктору наук, профессору, действительному члену РАЕН Юрию Громыко несколько вопросов о том, к чему приведёт Россию политика правительства в области науки
Скандал с реформой РАН не утихает который месяц. Мы решили задать доктору наук, профессору, действительному члену РАЕН Юрию Громыко несколько вопросов о том, к чему приведёт Россию политика правительства в области науки.
- Как Вы считаете, принятая реформа губительна для отечественной науки или в ней есть хоть какие-то рациональные зерна?
- Данная реформа является абсолютно иррациональной, поскольку она построена на непонимании чиновником функции и назначения науки, на непонимании того, что наука является национальным богатством и главным активом. Главный интерес власти и реформаторов РАН – это здания на площади Гагарина и в других частях Москвы, а не способность учёных создавать новые, критически важные технологии.
- Как это можно исправить? Как наладить современное эффективное управление российской наукой, сделать ее конкурентоспособной, в том числе в плане менеджмента?
- Основное недостающее звено в управлении наукой – это заказ государства на прорывные научные разработки. В настоящий момент неспособность государства сформулировать подобный заказ стала критической. Единственное, что предпринимается управителями науки, это попытка взять из открытых источников какие-то рецепты того, что делается за рубежом. «У них роботы – давайте и мы роботов развивать! У них нанотехнологии – давайте и мы этим займёмся». Это копирование западных подходов носит жалкий, ученический характер без понимания сути дела.
- В чем заключается роль министра образования, и кто мог бы сменить его на этом посту? Кто вообще стоит, на Ваш взгляд, за реформой?
- В научном сообществе в целом легко выделить «технологов», которые способны выявить новый физический принцип или эффект и на его основе создать новую технологию, которая имеет натурную физическую достоверность, и «риторов», которые могут только воровать чужие мысли. У риторов лучше отношения с чиновничеством – им легче приспособить словесные формы выражения для того, чтобы не раздражать власть.
Господин Ливанов фактически возглавил антиинтеллектуальную волну, которая разрастается в России. Разгром образования (в форме «ЕГЭизации») и разгром науки (в форме внешних для науки критериев) превращает Россию в неинтересную для жизни страну.
- Неужели всё так печально?
- Да, всё это приведет к самым пагубным последствия для науки, и для России в целом… Знаете, это весьма тревожно в связи с приближением мировой военной катастрофы. И в новом военном конфликте (не дай Бог, конечно) ведущую роль будут играть не роботы и не гаджеты, а высокомощные лазеры, силовая электроника и способы развала противника, его армии и общества через телеэкран посредством форм организации сознания – то есть гражданской, религиозной и национальной идентичности. Области высоких и гуманитарных технологий, где осуществляется цивилизационная перевербовка, и физических технологий – очень интересное поле работы.
- Диссертационные скандалы: кто виноват и что делать?
- Именно упомянутые мной «риторы» за деньги скачивают из Интернета диссертации высокопоставленным лицам, украшающим себя научными дипломами как цацками. Если научную степень можно купить за деньги, скачать из Интернета, то для бюрократов наука ничего не стоит. Не случайно самое большое количество «риторов» – в области педагогических наук. Именно здесь плагиат у «чинуш», управляющих образованием, зашкаливает.
Сделать в сложившейся ситуации можно только одно – инициировать крупные прорывные проекты, для реализации которых необходимы новые технологии, и аккуратно предлагать их тем государственным деятелям, которые способны их понять. Запустить подобные проекты могут только представители фундаментальной, практико-ориентированной науки образца гениального Капицы, для которого завод был экспериментальной установкой.
Очень важно также понимать, что реформу науки и образования возглавляют представители монетаризма и либерализма – движений, которые везде, во всём мире потерпели поражение. Именно их представления привели к продолжающемуся финансовому кризису. В России они со своими подходами наконец добрались до социальной сферы, науки, образования и с удовольствием их курочат в соответствии с получившими везде опровержение, неверными экономическими представлениями.
- Повлечет ли новая реформа новый отток мозгов за рубеж? Куда деваться молодым ученым – и «старым» из РАН?
- Всё и делается для того, чтобы лучшие русские мозги пополнили штат западных корпораций и университетов, и именно поэтому в университетах создают филиалы крупных корпораций для «оттока» талантливой молодёжи. При этом ведь ничто не мешает в условиях открытых границ общаться с коллегами за рубежом.
Читайте также:
Профессор Юрий Громыко: За "экономию" на российской школе Министерство образования заплатит дважды