Профессор Юрий Громыко: За "экономию" на российской школе Министерство образования заплатит дважды
Известный российский психолог и педагог Юрий Вячеславович Громыко на протяжении последних лет остаётся одним из главных критиков реформы российского образования. О том, чем недоволен учёный и что может предложить взамен провальной стратегии Минобрнауки, Юрий Громыко рассказал в эксклюзивном интервью «Собеседник.ру»
Известный российский психолог и педагог Юрий Вячеславович Громыко на протяжении последних лет остаётся одним из главных критиков реформы российского образования. О том, чем недоволен учёный и что может предложить возглавляемый им НИИ Инновационных стратегий развития общего образования взамен провальной стратегии Минобрнауки, Юрий Громыко рассказал в эксклюзивном интервью «Собеседник.ру».
Новый россиянин: патриот-интернационалист?
- Юрий Вячеславович, начнём издалека: каким должно быть современное образование?
- Вообще нам необходимы три вещи: фундаментальное, но избыточное, образование; обучение современным интеллектуальным технологиям, которые связаны с рефлексией и решением нестандартных творческих задач; и наконец, способность к коллективному действию. Нужен такой проект, который бы нацеливал на способность открытой коммуникации со всеми людьми в мире, на любовь к Родине, на желание создавать технологии и быть востребованным в России.
- У вас в институте уже разработаны какие-то конкретные методики такого рода?
- Конечно. Взять хотя бы нашу разработку так называемых «метапредметов»: когда человек не только усваивает знания, но и может понять, как это знание устроено и как его использовать, может осознавать сам процесс «знания». У нас есть целая сеть школ, которая работает по этим методикам: в коллективе дети совместно с экспертами обсуждают, какие новые отрасли появляются во всем мире, и как все это связано с обновлением знаний и с новыми технологиями. Многие выпускники школ поступают в самые престижные вузы страны, в том числе и за рубежом. Многие уже защищают кандидатские диссертации. Вот, скажем, Дмитрий Абзалов, который часто печатается в журнале «Эксперт». Очень интересная диссертация Володи Лукина, который сейчас уже работает в «Стекловке».
Министерство повышения неграмотности
- Чем грозят Вашим разработкам нововведения Министерства образования?
- Основной задачей реформы сейчас является оптимизация бюджетных ресурсов. Повышение зарплат учителям происходит за счёт повышения нагрузки на одного учителя, это предусмотрено дорожной картой, принятой правительством Медведева. Тем более, текущие нововведения – я имею в виду объединение школ – приводят не к сокращению, а к увеличению бюджетных затрат, потому что должен появляться целый ряд специалистов, от дефектологов и до психологов, которые в условиях такого «соединения» должны с детьми работать. Но дефектологов и психологов в школах посокращали, чтобы повысить зарплаты учителям. В результате всего этого «смешения» просто происходит падение образовательного уровня.
- А как на этот уровень влияют нововведения вроде ЕГЭ?
- Если не говорить о вреде собственно тестовой системы, от которой сами американцы отказываются, и возросшем уровне коррупции, то ЕГЭ создавался для увеличения допуска большего количества детей из регионов в лучшие московские вузы. А теперь посмотрите, что происходит: пошло резкое сокращение числа вузов. Прежде всего, в регионах. Это, в общем-то, корреспондирует с идеей, которую высказывали в Правительстве летом – малые города бросить на произвол судьбы, кто выплывет, тот выплывет, а бюджетные средства вбухать в создание 10-15 мегаполисов. То же, кстати, и с ПТУ: уничтожение бывших ПТУ (под любым соусом) - это уничтожение в России рабочего класса. С либеральной точки зрения тоже понятно: зачем, если есть гастарбайтеры, и они втрое дешевле? Но за последние десять лет основной прорыв в мире произошел, что самое интересное, именно в этой области: в целом ряде корпораций сегодня вопрос о формирования мастеров, рабочих специалистов – это основная проблема. В этих условиях закрытие ПТУ – абсолютно неверный шаг. Как и закрытие вузов. Что появится армия лишних людей – питательная среда для преступности и совершенно оправданных социальных протестов – это «реформаторам», видимо, невдомёк.
- Но была ли у Министерства образования альтернатива?
- Министерство должно было стать штабом модернизации высшей школы. Не писать какие-то общие директивы, а начать работать с конкретными вузами в конкретных регионах. То же самое и с профессионально-техническими училищами: нужно соединить ПТУ и предприятие, сделав так, чтобы ты, приходя в ПТУ, становился бы сразу уже рабочим.
«Что делать», «кто виноват» и «сколько стоит»
- Довольно долгое время в обществе идет дискуссия о том, что ведущие российские университеты (МГУ, СПбГУ) должны обзавестись кафедрами теологии. Нужно ли в школу внедрять основы религиозных учений?
- На мой взгляд, это принципиальнейший вопрос - и очень сложный, потому что невозможна в вопросе свободы совести любая мода или какие-то шаблоны. Основная проблема конфессиональных вопросов в школе такова: чтобы можно было преподавать без «скидок» на детство учащихся самые сложные мировоззренческие вопросы, в том числе и интерконфессиональные вопросы - необходима высочайшая гуманитарная культура. Общество сейчас остро чувствует отсутствие идеологии. «Что мы строим, куда мы идем?» - многие не понимают. Из-за этого целый ряд политиков считает, что к поиску ответов на эти вопросы нужно подтолкнуть Церковь. Но если насильно загонять человека в религиозные образования, то это будет чревато грандиозными разрушениями.
- Кому может быть выгодно, с Вашей точки зрения, разрушение нашей средней и высшей школы? Может быть, есть какие-то влиятельные круги за границей?
- Знаете, ведь при расчете затрат на образование никто не обсуждает другой очень важный вопрос: а какую стоимость вообще образование создает? Есть такая максима: «проблема безопасности связана с воспроизводством национальной гениальности». Другими словами, вопрос национальной безопасности связан не с количеством автоматов Калашникова, а с тем, где мы - весь мир - окажемся через 20 лет. По моим оценкам, ситуация ровно обратная тому, как её видит Минобрнауки: образование – не затратная сфера, а то, что способно десятикратно окупить вложенный рубль. Конечно, если это развивающее образование, связанное с инновационной промышленностью, фундаментальной практикоориентированной наукой и долгосрочными инвестициями.
Конечно, есть странные совпадения проводимой реформы с тем, что советовал нам делать с образованием WorldBank. Но, я думаю, это больше, чем преступление: это ошибка. Она кроется в принятых официально мыслительных основаниях целого ряда проводимых в стране реформ. И виноваты во всем либералистско-монетаристские подходы, с помощью которых были разрушены энергетика, машиностроение. Они, наконец, доползли и до социальной сферы…
Читайте также: