В тюрьму через постель
Генпрокуратура РФ решила приравнять к коррупции сауну с девочками, повышение по работе, пиар в СМИ и прочие «нематериальные взятки». Эксперты опасаются, что внешне правильная идея на практике может оказаться бесполезной.
Генпрокуратура РФ решила приравнять к коррупции сауну с девочками, повышение по работе, пиар в СМИ и прочие «нематериальные взятки».
По сути, если в обмен за помощь чиновник попросит устроить сыночка на работу или организовать сауну с девочками, это может обернуться для него реальным тюремным сроком.
– Речь идет о том, чтобы считать взяткой не только деньги или другие выгоды, имеющие денежную стоимость, но и вообще любые преимущества нематериального характера, – сообщил первый зам. генпрокурора Александр Буксман.
Идею ведомству подкинула Группа государств против коррупции (ГРЕКО). Взяткой Группа предложила считать и получение должностным лицом выгод для третьих лиц (включая частные компании). А еще рекомендовала прокуратуре ввести уголовную ответственность за «торговлю влиянием»: когда человеку платят за возможность замолвить доброе словечко перед чиновником. Зам. председателя комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн инициативу ведомства поддерживает. Хотя эксперты опасаются, что внешне правильная идея на практике может оказаться бесполезной.
– Спектр нематериальных услуг давно и четко регламентирован в Европе конвенциями и законодательством, а в России такого нет, – замечает адвокат Игорь Трунов. – У нас все сконцентрированы на материальных составляющих. А ведь приглашение на обычную научную конференцию тоже может быть формой взятки под благовидным предлогом.
По мнению экспертов, ничего не мешает бороться с проблемой нематериальных взяток уже сегодня – было бы желание. Но куда там – и с материальными-то никто не борется…