Почему министры бегут из правительства РФ Дмитрия Медведева?

Две недели политологи гадали: кто войдет в новый кабинет, какова будет расстановка сил среди высших чиновников страны?

Две недели политологи гадали: кто войдет в новый кабинет, какова будет расстановка сил среди высших чиновников страны?

Буквально за полчаса до подписания номера «Собеседника» в печать это перестало быть тайной. Новыми стали либо известные лица (так, главой МВД вместо одиозного Рашида Нургалиева назначен глава столичной полиции Владимир Колокольцев), либо замы ушедших министров. Так, вместо Эльвиры Набиуллиной руководить Минэкономразвития станет ее зам Андрей Белоусов. А вместо Виктора Христенко главой Минпромторга – его зам (и уже несколько месяцев и.о.) Денис Мантуров.

Предсказуемо разделили Мин­здравсоцразвития на два ведомства. Оба возглавили недавние замы ушедшей Татьяны Голиковой: Минздравом будет рулить Вероника Скворцова, Минтруда – Максим Топилин. А МЧС так же предсказуемо возглавил зам и правая рука Шойгу Владимир Пучков.

На пост министра финансов, как и ожидалось, утвержден недавний и.о. Антон Силуанов. Новыми главами обзавелись практически все ведомства.

Самая, пожалуй, главная новость: все же создано «министерство Сибири», его возглавил полпред Дальневосточного федерального округа Виктор Ишаев. Ведомство создано и под Михаила Абызова – Министерство по связям с открытым правительством.

Сохранили портфели Александр Коновалов, Сергей Лавров и непопулярный Анатолий Сердюков.

В среде вице-премьеров осталось несколько ключевых фигур из старого состава (Шувалов, Козак). Сурков все же стал вице… А вот о судьбе Игоря Сечина почему-то пока молчат. Но это интрига ближайших часов.

Анализ и нюансы подковерной борьбы вокруг этих назначений еще предстоят. А пока сконцентрируемся вот на чем. Еще ни разу при отборе кандидатов на высокие посты не было столько «отказников». Что это – нежелание работать под руководством Дмитрия Медведева или опасение, что его правительство ненадолго?

– Думаю, есть и такое опасение, – сказал «Собеседнику» проректор РЭУ им. Плеханова, член Общественной палаты политолог Сергей Марков. – А «отказники» и раньше были. Сейчас их действительно стало чуть больше, но, думаю, больше слухов раздувают на эту тему. Я вижу пять причин отказов. Первую мы уже назвали. Вторая – усталость: ведь приходится испытывать на себе мощное давление… Третья – кто-то не сработался с Медведевым: многие считают его чересчур авторитарным. Четвертая – у кого-то был с ним конфликт… Пятая – чиновники хотят заняться бизнесом или уйти в какую-нибудь корпорацию.

– Есть еще версия: не все, с кем ведутся переговоры, настроены на реформы. А это  главный тренд Медведева.

– Но речь идет о Стратегии-2020. А она несколько скомпрометирована тем, что ее делали последователи Гайдара, там заложено продолжение реформ, которые за 20 лет заметного следа не оставили. Многие не хотят в этом участвовать.

Можно, конечно, согласиться с такой оценкой. Но вот Набиуллина, скажем, как раз из гайдаровского гнезда. А сослалась на усталость. Впрочем, ей прочат место советника президента. Ее супруг, ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов, также отказался от поста министра образования (им стал Дмитрий Ливанов). С одной стороны, зачем это ему, ректору самого богатого вуза страны? С другой –  научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин так пояснил этот отказ:

– Он знает отношение вузовской среды к реформам. Будет тяжелое сопротивление, а реформа нам необходима.

Видимо, надо понимать это так: из популярного ректора Кузьминов не хочет превращаться в непопулярного министра. При этом направление реформы, проводимой Фурсенко, он поддерживает.

Еще одно объяснение отказов – борьба элитных кланов за места. Симптоматично, что ни у кого не возникла простая мысль: а может, причиной отказов стала элементарная боязнь чиновников – ведь они впервые оказались лицом к лицу с сильными протестными настроениями?

Читайте также другие новости о новом правительстве РФ Дмитрия Медведева.

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика