Тайны церемонии инаугурации Владимира Путина
Инаугурация президента, как и президентские выборы, не сулит сюрпризов. Те же главные герои, та же свита, тот же псевдодержавный протокол. Но некоторые готовы платить миллионы, чтобы попасть в замкнутый круг гостей «коронации». В закулисьях церемонии разбирался «Собеседник».
Инаугурация президента, как и президентские выборы, не сулит сюрпризов. Те же главные герои, та же свита, тот же псевдодержавный протокол. Но некоторые готовы платить миллионы, чтобы попасть в замкнутый круг гостей «коронации». В закулисьях церемонии разбирался «Собеседник».
Стул за 15 млн
Оригинальности предстоящему 7 мая действу добавил небольшой скандал. Всплыл некий «Фонд поддержки инфраструктурных мероприятий», продающий билеты на фуршет по случаю инаугурации. Простой пригласительный – 6 млн рублей, билет же за 15 млн дает право «выбрать место за столиком», то бишь подсесть поближе к «вип-телам». Такие билеты уже якобы выкупили семь бизнесменов, понадеявшихся провести с личной пользой торжественный для страны день. Предложение фонд разослал по крупным фирмам. Но как только информация попала в СМИ, контора пошла на попятный.
– Билетов не продаем, все неправда, – отрезал по телефону глава фонда Иван Русанов.
На сайте организации говорится, что фонд основали в 2009‑м для привлечения спонсорских средств на федеральные мероприятия в условиях кризиса. Госклиентами фонда якобы побывали и Минпром, и Минтранс, и правительство Москвы. Однако в Кремле от компании открестились.
– Это мошенники, – заверил пресс-секретарь Управделами президента Виктор Хреков. – Никакого отношения к инаугурации они не имеют. Организацией торжественного приема занимается управление протокола президента, никаких подрядчиков не нанимают, и коммерческих моментов здесь быть не может.
На инаугурацию в Большом Кремлевском дворце собирают в среднем около 2000 гостей (у Путина в 2004-м было 1700, у Медведева в 2008-м – 2500). Среди них министры, губернаторы, деятели культуры. Но встречаются и свежие лица. К примеру, на инаугурацию Медведева попал «человек, похожий» на бандита из Кущёвки Сергея Цапка. Якобы прибыл он в составе делегации губернатора Краснодарского края.
– Вообще, с 2004 года на эти церемонии начали приходить непонятные молодые люди, – замечает бывший вице-спикер Госдумы Любовь Слиска. – На приемах после инаугурации где-то 30% мест занимали такие личности. Если раньше депутаты ГД получали именные места за столиками, то потом уже было указание занимать свободные. Хотя лучшие столы уже были заняты. То же самое и на приемах в День Конституции, и на параде 9 мая – вместо заслуженных ветеранов на вип-места попадал неизвестно кто. Очевидно, тот, кто имеет доступ к приглашениям, раздает их направо и налево. Я не верю, например, что протокол президента не имеет отношения к тому же фонду. Без отмашки этим никто не рискнет заниматься.
Не там стоите
Неизвестно, попадут ли в итоге на мероприятие семеро счастливцев, заплативших фонду бешеные суммы. Официальные пригласительные пока никто еще не получал, протокол рассылает их где-то за 10–14 дней до церемонии. Предварительно с гостями созваниваются – смогут прийти или нет. В билете значится время инаугурации – обычно это полдень – и зал, где предстоит стоять гостю. Напомним, что все действо проходит возле царского трона, в самом большом зале БКД – Андреевском. Оттого это и самый престижный зал. Здесь обычно размещают представителей высшей федеральной власти, министров, глав религиозных конфессий, судей КС, ВС и пр. Тут же скорее всего будут стоять бывший итальянский премьер Берлускони и экс-канцлер Германии Герхард Шредер, о которых уже точно известно, что они будут – в ранге давних друзей Путина. Пригласят и глав государств СНГ. Это новинка нынешней церемонии – обычно свои страны представляют послы, которых чаще определяют в самый последний, Георгиевский зал. Именно с него президенты начинают торжественную прогулку к трону. Здесь также обычно стоят деятели культуры.
– Хотя оттуда ничего не видно, так что, наверно, по телевизору даже лучше смотреть, – посетовал актер Михаил Боярский.
В прошлый раз в Георгиевский зал определили и крупных бизнесменов – почти весь топ-лист российского списка «Форбс» – от Михаила Прохорова до Вагита Алекперова.
А вот кого не встретишь на инаугурации, даже в последних рядах, так это правозащитников.
– Там, где президенты всерьез относятся к правам человека, их зовут, – утверждает глава Мос-ковской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. – Но никого из наших людей ни разу не приглашали.
Второй, Александровский зал в основном занят членами Госдумы и СовФеда в полном составе.
– В первый зал нас не пускают, депутаты у нас отнесены ко второму сорту, – замечает депутат ГД Геннадий Гудков. – Но ничего, мы привыкли.
Неизвестно, соберется ли в этот раз весь состав ГД. К примеру, фракция коммунистов может и вовсе проигнорировать церемонию – выборы ведь КПРФ не признала. Но точно коммунисты еще не решили.
Кстати, депутатов и сенаторов к БКД свозят на автобусах. Остальные гости идут от Красной площади пешком, подъезд на личном транспорте запрещен. Запускают в залы в 11.15, но некоторые випы осаждают двери БКД уже с 9 утра. Ведь, поспешив, можно встать в первом ряду вдоль красной дорожки, откуда умильным лицом напомнить о себе президенту.
Для гостей также предусмот-рен дресс-код – темные строгие костюмы для мужчин и платья «обычной длины» для женщин. Хотя не все придерживаются этих правил, Алла Пугачева, к примеру, и ради инаугурации не отказывается от мини.
Теплый прием
После инаугурации в БКД накрывают столы для торжественного приема. Последние 12 лет основной принцип меню – французские вина и русская кухня, которую любит Владимир Путин. Управделами президента уже разместило заказ на проведение банкета на сайте госзакупок. И судя по нему, в этот раз гостей попотчуют морепродуктами – гребешками и палтусом на закуску, камчатскими крабами и стейками из осетрины на горячее. Совмещенная смета на приемы по случаю инаугурации и Дня России – 26 млн рублей.
На фуршете принцип рассадки также иерархичен. За главным столом – бывший и настоящий президенты с супругами, вокруг – особо приближенные, подальше – все остальные.
– Но там можно свободно перемещаться, общаться со многими, – говорит политик Андрей Богданов. – Заздравные тосты президенту говорить не принято, лично прорываться к главному столу тоже считается дурным тоном, но и охрана там не стоит.
Так что за 2,5 часа фуршета вполне можно «порешать» вопросы.
– Это одна из причин, почему вообще ходят на такие мероприятия – там собираются люди, к которым обычно сложно пробиться через частокол вертушек, – считает глава Института стран СНГ Константин Затулин. – А фуршет к концу вообще становится малоуправляемым, можно оказаться и возле первого лица.
А что еще нужно? Инаугурация пройдет красиво, без ощущения раздражающей новизны. Но если от оскорбительного зрелища борьбы за трон мы счастливо избавлены, то возня за личную выгоду у подножия трона продолжается.
Как это было
Первая инаугурация Бориса Ельцина прошла в 91-м оперативно и скромно – присяга, гимн, поднятие флага. Вторая планировалась с большой помпой на Соборной площади Кремля. Но здоровье нового-старого президента подвело настолько, что церемонию провели в БКД за 17 минут.
С первой инаугурации Путина в 2000-м церемония приобрела свой нынешний вид – одинокий проход по залам, присяга, вручение президентской «корочки», после чего глава КС объявляет президента вступившим в должность, а глава РПЦ благословляет. Традиционно прежний и новый президенты произносят краткие речи.
– Раньше можно было почувствовать дух события, – считает Константин Затулин. – Например, когда в 91-м Горбачев, передавая полномочия Ельцину, сказал: «Весь мир смотрит, что мы с вами делаем», было очевидно, что Горбачеву не нравится происходящее. Сейчас инаугурации предельно зарегулированы. На мой взгляд, церемония могла бы быть более открытой и не настолько лишенной эмоций.
А как у них
На инаугурацию президента США собираются около 250 тысяч простых избирателей. Стоя на лестнице Капитолия, президент присягает на Библии, затем выступает с речью. Кстати, в Штатах тоже были скандалы с билетами на церемонию – бесплатные пригласительные спекулянты продавали за тысячи долларов. В 2009-м принят закон, наказывающий подобные махинации годом тюрьмы и штрафом в 100 тыс. $.