Зачем церковь лезет в политику?
Духовные лица теперь везде: в школе, армии, в телевизорах и блогах. Даже вождение и партстроительство теперь основываются на десяти заповедях
Как ни старалась советская власть отделить церковь от государства, ничего у нее не вышло. А уж когда эта власть пала... Батюшки взыскивают алименты и окропляют ледовые катки. Духовные лица теперь везде: в школе, армии, в телевизорах и блогах. Даже вождение и партстроительство теперь основываются на десяти заповедях.
«Заповедная» партия
«Либерализация» партийного законодательства уже приносит причудливые плоды. На политическом поле силы по-прежнему не равны, зато скоро мы получим Партию десяти заповедей. Ее устроители на днях заявили, что партия будет светской по сути, но в составе ее – «христиане, мусульмане, иудеи». Они понесут в общество «социальную гармонию» и прочие «духовно-нравственные» блага. Зарегистрировать партию намерены сразу после вступления либеральных законов в силу.
– Скорее всего это произойдет с 1 января 2013-го, и мы тут же проведем учредительный съезд, – говорит один из основателей будущей партии – профессор, доктор философских наук Сергей Мезенцев. – Ведь тогда нам будет достаточно собрать 500 человек. Мы именно межконфессиональная партия, объединяем представителей разных вероисповеданий.
Это далеко не первый политпроект с религиозным уклоном. Есть у нас уже и «Российская христианско-демократическая перспектива», которая тоже на волне грядущих перемен не против превратиться в партию. И «Святая Русь» предпринимателя Бойко «Великого», что под шумок протестов даже провела этой зимой «православный митинг». До каких исступлений дойдет дело после поправок Медведева, можно только предполагать. Хотя эксперты пока не расценивают такие политические силы всерьез.
– Это всё забавы, результаты таких партий всегда будут мизерными, – говорит социолог Сергей Чернов. – С конца декабря муссируется создание православной партии, но для РПЦ это всего лишь пиар-ход. Православная церковь и без партий активно влияет на политику, к примеру, своими публичными заявлениями в предвыборные месяцы.
Некоторые, как московский священник Александр Салтыков, призывали не голосовать за коммунистов. Другие, как духовник самого Патриарха Кирилла схиархимандрит Илий, предсказывали «Колыму и Соловки» и прочие страшные бедствия в случае смены режима…
В пробки с молитвой
Такая моральная поддержка власти понятна, ведь тут взаимовыгодный бартер.
– На высшем уровне решают для церкви стратегические вопросы, – говорит глава информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский. – Власть и церковь все больше сближаются, по обоюдному желанию.
Оттого и в бренную жизнь простых граждан все больше входят духовные императивы. К примеру, ГИБДД Красноярского края по инициативе некоего отца Андрея опубликовало у себя на сайте те же десять заповедей «водителя-христианина». Помимо духовных советов – «уступайте дорогу спешащему», «досадившему не желайте зла, а помолитесь о нем», – большинство заповедей имеет ритуальный характер. Надо осенять и себя, и машину крестным знамением до и после поездки. В ГИБДД края публикацию религиозных текстов на светском сайте объясняют тем, что «так на дорогах станет безопаснее».
То же самое, кстати, сулили и представители Московского патриархата, когда освящали ледовые катки в столице. Мол, на «православных катках» будет меньше травм и падать на них будут реже – скользкие обещания. Причем подобные пиар-акции разрастаются до масштабов целых регионов. В рождественские праздники батюшка на «кукурузнике» окроплял границы Калининградской области. Как заявили в местной епархии, теперь «область не будет оставлена Божьей помощью».
А вот судебные приставы Волгоградской области с духовной помощью взыскивают алименты. Нерадивых отцов приглашают на беседу со священниками.
– Недавно у нас прошла такая встреча в городе Волжском, и успешно, – говорит зам. начальника отдела взаимодействия со СМИ ФССП по Волгоградской области Оксана Смирнова. – В ходе таких бесед даже судебным приставам видно, что у должника уже просветление в глазах, он раскаялся. Один искренне сказал: дайте мне расчетный счет, начну платить.
Духовно-светская власть
Что ж, растопить сердца непутевых папаш – дело благородное. Хотя лучше, если б церковные деятели, как в старые добрые времена, помогали напрямую тем же сиротам, бездомным, инвалидам. Или – вместо того чтоб вещать о запрете абортов – женщинам в кризисных ситуациях. В Москве, кстати, недавно открылся один такой кризисный центр, где «в течение трех месяцев смогут проживать от 7 до 10 молодых беременных женщин и мам с детьми». Прямо скажем, мизерный масштаб помощи при нынешних возможностях РПЦ.
Зато в Перми в собственность церкви недавно перешел роддом, который имел несчастье находиться на монастырских землях. В епархии обещают сохранить профиль учреждения и сдать новое церковное здание под «Клинику женского здоровья».
В этом регионе процесс передачи церковного имущества вообще идет очень бойко. Еще летом со скандалом выселяли местную художественную галерею из здания бывшего собора. Дошло до того, что богослужения проводили еще при действующих экспозициях. После серии протестов пермские чиновники разрешили музейщикам остаться в здании, тем паче что новой площадки для них так и не нашли. Причем очень скоро и местной академии наук, и Институту культуры также придется подвинуться в пользу церкви.
Люди уже начинают возмущаться
– На самом деле конфликтов в вопросах передачи имущества религиозного назначения не так много, как мы ожидали, – говорит Александр Верховский. – Но заметно выросло число протестов против строительства новых храмов. Особенно в Москве, где ввели «Программу 200» – строительство модульных храмов – и их пытаются строить на месте скверов и пр. В Екатеринбурге тоже приняли подобную программу, под собор собирались расселить жилые дома, перенести городской парк с аттракционами. Благодаря протестам жителей этого не случилось.
Жителям приходится все чаще протестовать не только против светской, но и против духовной власти. Тем более что подчас уже и не различишь, которая из них приняла очередное непопулярное решение.
– Некоторые чиновники настолько стали воцерковленными, что выходят с собственными инициативами, нельзя сказать, будто на них церковь давит, – говорит социолог Сергей Чернов. – Церковь не любит скандалов, тут всё плавно делают. И ни к чему им свои политические партии, когда есть лобби и в уже существующих, и в любых властных органах и госструктурах.
Другое мнение
Руководитель православного медико-просветительского центра «Жизнь» протоиерей Максим Обухов:
– Есть системы, которые гораздо больше вторгаются в светскую жизнь, нежели православие. Мы проходим в магазинах мимо кошерных и халяльных продуктов – и ничего. А ислам – это даже больше, чем религия, это политическая, социальная система.
РПЦ не стремится к такому влиянию. В то же время мы все живем в обществе, и нельзя загнать верующих в резервации и только там решать духовные вопросы. На уровне политики опять же мы существуем в одном пространстве, у всех нас есть свои пристрастия. Я свои высказываю только близким друзьям на кухне. Но так или иначе, прямой политической агитации церковь не ведет, можно усмотреть намеки, посылы, не более того. Но это вопрос внутреннего самоограничения, и в РПЦ оно существует.