Евгений Ройзман: дорога в рай или в ад власти?
Атмосфера предвыборного Екатеринбурга больше всего напоминала кампании лихих 90-х – грязные, но такие размашисто-свободные. В итоге любовь народа преодолела все преграды. Хотя ночь подсчета голосов показала все мучительные метания на этот счет подчиненных Чурова
Атмосфера предвыборного Екатеринбурга больше всего напоминала кампании лихих 90-х – грязные, но такие размашисто-свободные.
«Оракул» разглядел в нем зло
Билборды кандидатов на каждом перекрестке, косяки агитаторов на улицах, тонны макулатуры в почтовых ящиках избирателей. Причем больше всего печатной продукцией увлекались в штабе кандидата от ЕР вице-губернатора области Силина. Областные, городские и только что созданные предвыборные газеты дружно разили пером местного оппозиционера №1 Евгения Ройзмана от «Гражданской платформы». «Мэр в законе», «кандидат от мафии» – клеймили его главным образом связями с ОПГ. А местная мистическая газета «Оракул» прямо утверждала, что в Ройзмане «живет зло».
Хотя изначально злом для местной власти был другой кандидат, занявший в итоге третье место, – эсер Александр Бурков. В первые недели кампании его бодро «мочили». Зарегистрировали даже еще двоих Бурковых-спойлеров, а в газетах пугали, что кандидат – спец по теме ЖКХ – разворует местную канализацию.
Но все это стало неважно, когда в последний момент на выборы решил пойти Ройзман. Уже через две недели кампании рейтинг его зашкаливал за 30%, примерно на 10% опережая уровень поддержки единоросса Силина.
– Ройзман наиболее известный у нас политик, – объясняет депутат местной гордумы Георгий Перский. – Его очень уважают за антинаркотическую деятельность, а кроме того, он еще со времен своего депутатства в ГД активно работал с народом. К нему могла прийти обездоленная семья, он звонил знакомому бизнесмену и помогал деньгами.
С другой стороны, город у нас протестный, народ любит гонимых, и все наезды на него только поднимали ему рейтинг.
Гонимых в политике много, но такое искреннее народное обожание даже самому распротестному Навальному не снилось. Ройзман за время своей кампании не собирал митинги и особо даже не критиковал власть. Но за первые 10 минут, что мы с ним беседуем на улице, я понимаю, что он здесь звезда. Каждый второй прохожий улыбается, спешит пожать руку или просит автограф. С дороги сигналят авто, что-то ободряющее кричит водитель троллейбуса. А когда политкумир заходит в приемную своего «Города без наркотиков», народная любовь накатывает потоком просителей и просто сочувствующих:
– Вам надо 10 тысяч? Я с карточки снял 100, могу занять.
Силами старушек
Кстати, партия Прохорова от финансирования своего кандидата устранилась. Ройзман не уточняет деликатных причин, но вел он кампанию на частные средства. Затрат немного – в наружной рекламе все местные агентства ему отказали. Кандидат выпускал агитгазету тиражом 200 тысяч. И ходил в народ – по 3–5 раз в день. Эти встречи проходили незатейливо – Ройзман приезжал во двор какого-нибудь дома, и вокруг него сразу собиралась толпа жителей.
– Мы минут за 20 предупреждали, что он появится. – Любовь Крутова – одна из волонтеров-агитаторов Ройзмана. – Но собирать людей было несложно, его любят. Ко мне даже подходили бабушки, которые агитировали за Силина, потому что там им платили 700 рублей в день. Говорили: а голосовать все равно пойдем за Ройзмана.
Победа или проигрыш?
В итоге любовь народа преодолела все преграды. Хотя ночь подсчета голосов показала все мучительные метания на этот счет подчиненных Чурова. ЦИК публиковал данные о невероятной победе Силина с отрывом в 10%, местный горизбирком выводил на первое место Ройзмана. И последнему все же присудили выигрыш с минимальным отрывом 33% против 29%. В итоге в местной мэрии говорят, что скоро полетят головы – за Силина ответят. А оппозиция ликует: маргинальный кандидат, «воплощение зла» с темным прошлым подтвердил статус истинного народного героя. Но сохранит ли Ройзман его в новом кресле? Ведь «мэр может напеть вам в уши, а в остальном он бессилен» – эта фраза на билбордах одной из фейковых участниц кампании характеризовала символичность должности, за которую шла столь ожесточенная борьба. Глава Екатеринбурга – лицо декоративное, реальные решения, в т.ч. финансовые, принимает сити-менеджер, которого выдвигает гордума.
– И своего сити-менеджера способен был провести только Силин, Ройзману это не удастся даже в случае оппозиционной коалиции в гордуме, – говорит политолог Анатолий Гагарин.
В итоге Ройзман в этом кресле сможет работать в лучшем случае лицом и языком.
– Пусть за мной не будет бюджетных денег, но я смогу озвучивать проблемы города на всю страну и так же решать их своим личным участием, как сейчас, – уверяет новый глава.
Но на этом посту личное участие уже не благородство, а обязанность, и на 1,5 млн жителей его может и не хватить. Административная беспомощность может превратить Ройзмана из сверхпопулярного политика в посредственного чиновника. Если, конечно, его не постигнет судьба мэра Ярославля Урлашова, которую уже сейчас оппозиционному триумфатору выборов пророчат многие.
Читайте также:
Избранный мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман прокомментировал информацию о вызове на допрос