Станислав Белковский: Почему Владимир Путин откладывает увольнение Дмитрия Медведева
Отмечание Дня президента проходило в формате встречи Путина с правительством его протеже Дмитрия Медведева. По итогам заседания все мы задались вопросом: правда ли, что судьба правительства Медведева незавидна? Да, правда. Но не потому, что пресловутый ДАМ такой плохой
Первая декада мая в нашей стране – время праздников. Здесь и День весны и труда, и, конечно, День Победы. А благодаря президенту Владимиру Путину фактически (пока не формально) появилось еще одно торжество – День президента. 7 мая. В этот день уже много раз подряд, начиная с 2000 года, происходит инаугурация главы государства. И по случаю праздника всевозможные чиновники разных уровней, а заодно аналитики типа меня хватаются за возбужденные сердца: что-то теперь с нами будет? Кого уволят, кого оставят, и вообще на чем те самые сердца успокоятся?
7 мая 2013 года отмечание Дня президента проходило в формате встречи Путина с правительством его протеже Дмитрия Медведева. Поводов для волнений было даже больше обычного. Глава государства подверг кабинет министров суровой критике. За то, что правительство плохо выполняет инаугурационные путинские указы, изданные ровно за год до исторического кремлевского заседания (07.05.2012). Премьер Медведев, 7 его заместителей, 21 министр, 6 полпредов президента в федеральных округах и еще несколько высоких чиновников выслушивали грозные путинские инвективы: и стратегия пенсионной реформы вкупе с понятной широким народным массам пенсионной формулой до сих пор не утверждены, и программа финансирования Дальнего Востока / Забайкалья не обеспечена финансированием, и деньги на доплаты медработникам исчезают где-то в толще регионов и т.п.
В общем, стандартная путинская демагогия на тему: президент РФ – хороший, а вы все, им назначенные, вскормленные и взлелеянные, - плохие. Потому отвечать за всё должно правительство, а важные и важнейшие решения будет принимать, как и прежде, президент.
К тому же Путин скромно назвал собственные праздничные указы годичной давности стратегическими и определяющими долгосрочный курс развития страны. Что, гм-гм, не совсем правда: указы, если их перечитать (не уверен, что в многомиллионной РФ найдется много желающих это сделать), - тактические и популистские. Не более и не менее того.
По итогам заседания все мы задались вопросом: правда ли, что судьба правительства Медведева незавидна?
Да, правда. Но не потому, что пресловутый ДАМ такой плохой. А потому, что судьба любого федерального правительства у нас незавидна – согласно Конституции 1993 года, президент, по сути дела, совмещает полномочия всех ветвей власти, а кабинет министров – лишь технический орган, воплощающий волю главы государства. В сущности, при такой конституционной модели премьер вообще не нужен – министры могут подчиняться напрямую президенту. Если только хозяин Кремля не слишком хворает и вынужден делегировать главе правительства свои полномочия.
Но это всё не значит, что судьба самого Медведева так уж незавидна. Он политически и профессионально слаб, но Путин любит слабых премьеров, которые с ним не спорят и не излишне красуются перед публикой. (Вспомним ДАМских предшественников Михаила Фрадкова и Виктора Зубкова). Моральные обязательства президента перед ДАМом – сохранить его в нынешнем кресле до 2018-го и снова сделать преемником – вроде как остаются в силе. И вообще, зачем Путину рисковать, идя на роковые кадровые решения, когда его нынешний предправительства такой удобный, уютный и плюшевый?
Так что премьер, скорее всего, еще посидит в своем огромном кабинете. Его будут ругать и ругать, а он – сидеть и сидеть (в хорошем смысле).
А уволили пока что только вице-премьера и шефа правительственного аппарата Владислава Суркова. Надо ж было принести, как говаривал покойный Березовский, сакральную жертву. И убрали того, кого Путин уже давно не считает своим.
Современная идиллия, вполне соответствующая духу и букве праздника.
Читайте также:
Станислав Белковский: Владимир Путин доказал, что ему не нужен сильный премьер
Станислав Белковский: Куда катится "Единая Россия"?
и другие публикации Станислава Белковского