Что ждет Россию после финансового краха Кипра?

Проблемы Кипра затронули и Россию: этот офшор – не только «прачечная» наших бизнесменов. Это еще и самый крупный иностранный инвестор нашей страны (так россияне возвращают вывезенные деньги). Но теперь все это в прошлом. Даже если Кипр спасет экономику, финансовым раем, где «рулят» русские, ему уже не быть

Проблемы Кипра затронули и Россию: этот офшор – не только «прачечная» наших бизнесменов. Это еще и самый крупный иностранный инвестор нашей страны (так россияне возвращают вывезенные деньги).  Кроме того, там хранят свои деньги крупные корпорации РФ, а бизнесмены переводят на балансы кипрских офшоров российскую собственность и акции. И не всегда это желание схитрить. Иногда «шифровка» помогает увернуться от рейдерских захватов в России. Но теперь все это в прошлом. Даже если Кипр спасет экономику, финансовым раем, где «рулят» русские, ему уже не быть.

«Путин успокоил»

– Предложение ЕС о разовом списании денег с вкладов странное, – размышляет экономист профессор Павел Медведев. – Тут куда ни кинь – всюду клин. Выполнит Кипр условие ЕС или нет – всё одинаково плохо. Ведь рано или поздно, а банки Кипру придется открыть (все операции заморожены с 18 по 26 марта). Представляете, что случится после этого?

Все сразу побегут снимать деньги. Доверия к кипрским банкам у людей больше не будет. Ведь банки не в вакууме живут, они на палубе корабля, который называется государством. И если этот корабль тонет… Мне кажется, когда Путин говорил, что решение ЕС опасно, это он не свое волнение по поводу пропадающих на Кипре средств показывал, а успокоил россиян: с вашими вкладами в России такого не произойдет. Думаю, это очень важная часть его заявления.

«Чужой шкафчик»

– Все мы помним, как формировалась наша экономика в 90-х, – высказывает свою версию происходящего глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. – А тут – офшор, чужой шкафчик, куда можно прятать деньги. И многие стали через него работать. Но ведь не мы этот шкафчик придумали, и ключ от него был не у нас.

Сегодня Западу офшоры уже не нужны: они сыграли свою роль в мировой экономике. И в 2006 году США, Франция и другие страны провозгласили: надо закрыть эти отмывочные зоны. Такие процессы обычно занимают 5 лет. Понятно, что рано или поздно это должно было коснуться и России – на Кипре. Коснулось. И сразу пошли гулять наши рынки. Там много недвижимости у россиян, и вообще Кипр привлекателен для нашего среднего класса. Мы попали в мышеловку, которую сами же и выстроили. Плюс для Запада это еще и повод показать слабость России – мы сейчас не на пике хороших отношений. У нас было время предпринять какие-то меры по выводу оттуда денег, но этого не случилось. А сейчас, какое бы решение ни было принято, любой вариант для нас невыгоден.

«Бедных вкладчиков там нет»

– Если бы Кипр согласился на вариант разового списания – у всех было бы меньше и потерь, и проблем, – уверен экономист профессор Евгений Ясин. – Это вполне законно, если таково решение парламента в демократической стране. Но Кипр, отказавшись, хоть и доказал, что в стране – демократия, но создал много проблем. В конце концов те, кто годами пользовался преимуществами банковской системы Кипра, разбогатели (бедных вкладчиков там нет). Они должны были бы знать: если не быть осторожными, можно многое потерять.

Отказавшись за будущее благополучие подарить стране несколько процентов от своих вкладов (в конце концов, от 150 тыс. евро надо было отдать 14,5 тыс.), Кипр вовсе лишится банковской системы в ее теперешнем виде. Да и сбережения удастся сохранить не всем. В России от этого, конечно, не вырастет инфляция и цены не поднимутся. А вот инвестиции в нашу страну сократятся.

«Финансовое харакири»

– Россия в очередной раз показала, что ей безразлична судьба ее простых граждан, – заявил экономист Михаил Делягин. – Можно как угодно относиться к людям, которые держали деньги на Кипре. Но поставить в посольстве банкомат, предоставить людям доступ к российским счетам (у кого они есть), организовать экспресс-кредитование россиян – вполне могли. Ведь наличных денег все это время на Кипре не выдавали.

Мне непонятно, чего наши ждали. Грамотные люди начали выводить активы с Кипра еще 1,5 года назад, как только там начались проблемы. А уж сейчас, когда страна сделала себе финансовое харакири... Это случилось сразу, как только глава Кипра заикнулся о налоге с депозитов. И теперь, даже если прямо сейчас они запустят свою банковскую систему, она умрет сразу. Думаю, что будет создан вип-список, человек 500, кому выдадут деньги полностью. Банки откроются на 5–10 минут, поскольку 501-ю платежку уже нельзя будет провести. Для остальных наступит аналог нашего «черного вторника». Банки Кипра будут вести только расчетно-кассовое обслуживание.

В любом случае российские потери на Кипре для нас хоть и обидны, но не фатальны (в финансовом смысле). Но с точки зрения политической – это показатель того, как к нам относятся немцы. Ведь смотрите, что получилось: американские, английские офшоры продолжают существовать, а российский офшор грохнули. Потому что Кипр всегда воспринимался миром как часть российской финансовой системы (это центр управления и собственностью, и многими финансовыми потоками и т.д.).

Теперь нам говорят: вы будете стирать белье в нашей прачечной и отчитываться за каждое пятно. Видимо, Меркель слишком буквально поняла призыв Путина к деофшоризации.

Сколько чьих денег на Кипре

По оценкам экспертов, всего в банках Кипра 70 млрд евро. Из них иностранных капиталов порядка 30 млрд, в т.ч. 19 млрд российских денег. Еще 9,1 млрд принадлежит физлицам, остальное – юрлицам. Впрочем, эксперты указывают: 19 млрд – это только четко обозначенные российские деньги, на самом деле их больше, просто они скрыты среди тех капиталов, чье происхождение непрозрачно. Называют такие цифры: от 20 до 40% всех денег, хранящихся в банках Кипра. Плюс кредиты наших банков, выданные офшорам (около 30 млрд $), капитал в «дочках» российских банков и фирм (13 млрд $). Агентство Moody’s оценило проблемы российских банков из-за кризиса на Кипре в 53 млрд $. Не исключают эксперты и того, что часть госденег России также размещена на острове. Но для государства кипрские банки несолидны, поэтому таких денег, если они и есть, немного.

История вопроса

После кризиса в Греции начались проблемы у Кипра, в банках которого было много греческих бумаг.  Летом 2012 г.  Кипр попросил ЕС выделить 17 млрд евро для спасения экономики страны. В ответ Европа предложила Кипру помощь в 10 млрд евро с условием, что 5,8 млрд страна наберет сама, введя разовый налог на все депозитные вклады. Кипр на это не пошел, тогда стране чуть облегчили условия: 6,75% можно было списать только с вкладов от 20 тыс. до 100 тыс. евро и 9,9% – с вкладов 100 тыс. евро и выше. Считается, что у простых киприотов на депозитах сумма не больше 20 тыс. евро, хотя госгарантии (возвращение в случае чего) даны на вклады до 100.000 евро. Но и это предложение не прошло в парламенте Кипра.

Что дальше?

21 марта парламент Кипра определился: налога с депозитов не будет. Европа в ответ предложила свой план. Банк Laiki (второй по величине на Кипре) будет ликвидирован. Его средства будут разделены на «хорошие» и «плохие». Депозиты до 100 тыс. евро («хорошие») переведут в Bank of Cyprus, что станет с остальными («плохими»), неизвестно. Bank of Cyprus также ждет реструктуризация, он станет значительно меньше. В основном именно там хранят деньги россияне – вкладчикам обещают неприкосновенность лишь сумм до 100 тыс. евро. Все это будет сделано без согласия парламента Кипра.

Фото и карикатура Игоря Варченко

Смотрите также

Кипр отказался от налога на вклады, впереди дефолт [ФОТО]

Читайте также

Президент Кипра Никос Анастасиадис рассказал о "плане Б" и последней надежде на спасение своей страны

Представители ЕС договорились о помощи Кипру, назвав условия спасения кипрской финансовой системы

а также другие ПОДРОБНОСТИ И ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА НА КИПРЕ

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика