На чьи деньги на самом деле живет «Единая Россия»?
Вот любопытно, кто именно содержит партию власти? Понятно, что формально мы все, раз партия сидит на государственном бюджете. Но у нее ведь есть и официальные спонсоры – конкретные фирмы и конкретные персоналии. «Собеседник» попытался разобраться, кто именно
Вот любопытно, кто именно содержит партию власти? Понятно, что формально мы все, раз партия сидит на государственном бюджете. Но у нее ведь есть и официальные спонсоры – конкретные фирмы и конкретные персоналии. «Собеседник» попытался разобраться, кто именно.
Помоги себе сам
Каждый год «Единая Россия» подает в Центризбирком сводный финансовый отчет о доходах. Согласно последнему документу (за 2011 год), крупнейшим спонсором партии является… сама партия. Точнее, ее региональные общественные фонды поддержки.
К примеру, Псковский фонд накануне последних думских выборов перечислил «Единой России» рекордные 49.491.944 рубля. И это притом что регион этот дотационный и в областном бюджете денег вечно не хватает. Из дотационного же Курска в партийную кассу капнуло еще 43 с лишним миллиона. Не самое процветающее Подмосковье тоже расщедрилось на 43 миллиона 300 тысяч. Ну и так далее.
Откуда деньги попадают в фонды? Вот, например, официальное обращение одного из них к потенциальным спонсорам из Набережных Челнов, где в обмен на наличные обещается: «Мы готовы рассматривать и решать текущие проблемы предпринимателей, способствовать созданию новых рабочих мест, оказывать содействие в реализации готовой продукции за пределы нашего города». Неофициально же бизнесмены жалуются, будто деньги у них выбивают намеками, что отказ от сотрудничества равносилен «отказу от поддержки Путина».
Скрепленные цементом
Впрочем, некоторые предприниматели предпочитают помогать партии открыто. Как следует из отчетов, финансовая мощь «Единой России» во многом скреплена «цементными» деньгами.
Так, рязанский «Михайловцемент» озолотил единороссов аж на 43 миллиона рублей, «Мальцовский портландцемент» из Брянска – на 35 миллионов, «Белгородский цемент», «Осколцемент» и «Кавказцемент» скинулись еще по 30. Даже ЧОП «Евроцемент вектор» раскошелилось на 15 миллионов, а «Евроцемент ресурс» – на 6. Итого выходит 189 миллионов рублей (или около 6 миллионов долларов) «цементных» денег.
Председатель совета директоров ЗАО «Евроцемент груп» Филарет Гальчев считается единственным владельцем компании. Несмотря на публичную скрытность, в прошлом году с состоянием в 4,5 миллиарда $ он занял 31-е место в списке богатейших бизнесменов страны. Что такое для него спонсорские 6 миллионов! Но…
Именно Гальчеву принадлежит тот самый "Пикалевский цемент", конфликт вокруг которого в свое время привлек внимание лично Путина. В прошлом году "Евроцемент" оценил свой ущерб от того бизнес-спора с другим олигархом, Олегом Дерипаской, в 169 миллионов рублей. Оказалось, на одну только поддержку "Единой России" компания выделяет заметно большую сумму?
С Божьей помощью
Другой крупный спонсор единороссов – «Мытищинская база нефтепродуктов», которая поставляет не только топливо на заправки ТНК-ВР, но и деньги в партийную кассу (40 миллионов только за прошлый год). База связана с нефтетрейдером «Магнатэк», и аффилированные с этой фирмой компании «Магнатэк-Регион» и «Магнатэк-Ресурс» перечислили «Единой России» еще 28 и 23,5 миллиона рублей соответственно.
Гендиректор «Магнатэка» Виталий Саввин уверяет, что компания принадлежит персонально ему и что за ним не стоит никакая ТНК.
До прошлого года Саввин входил в состав акционеров православного банка «Пересвет», который в 2005–2007 годах также был крупнейшим спонсором «Единой России». В совете директоров банка в то время состоял и будущий Патриарх Кирилл. До сих пор фирма «Альфа-аудит», обслуживавшая «Пересвет», перечисляет партии власти церковные деньги.
Власть в ответ тоже не скупится. Только за последние месяцы «Пересвет» выиграл конкурсы на право обслуживать аэропорт Пулково, Главное управление МВД по ЦФО и с десяток различных региональных фондов поддержки предпринимательства, через которые прокачиваются госсубсидии фирмам, дружественным «Единой России».
Два Владимира
Владимир Рыбальченко из Санкт-Петербурга и Владимир Амельченко из Нижнего Новгорода – два самых щедрых физических спонсора партии. За каждым из них числится по 4 миллиона 300 тысяч пожертвований.
И это притом что официальный годовой доход, скажем, Рыбальченко, депутата областного Заксобрания от «ЕдРа», – всего 2,8 миллиона (так указано в его прошлогодней декларации). Правда, при этом ему принадлежит несколько фирм, включая «Северо-западную угольную компанию», и презентабельный автопарк с Aston Martin и вертолетом Eurocopter. А вообще, он вот уже десять лет, как занимает должность гендиректора ОАО «Кольцевая автомобильная дорога – Ленобласть», и это притом что дорогу, по сути, еще так и не начали строить. Пока только решается вопрос, где будет пролегать КАД-2 (так ее в Питере называют), соответственно и затраты на ее прокладку предполагаются разные – от 226 до 390 миллиардов рублей. Политическое спонсорство вполне способно посодействовать выбору чиновниками правильной суммы, однако сам Владимир Рыбальченко комментировать «Собеседнику» причину своей финансовой щедрости не захотел.
С Владимиром Амельченко, тоже топ-менеджером (зам. гендиректора ФКП «Завод имени Свердлова» по производству взрывчатки) и тоже местным депутатом (Нижегородской гордумы от партии власти), пообщаться опять-таки не получилось.
– Он очень занятой человек, – пояснила помощник депутата. – А спонсором он стал не потому, что член партии, а… сложно объяснять...
Вплоть до преступной группировки «индейцев»
Гендиректор «топливной компании «Русский уголь» Эдуард Янаков на последних парламентских выборах потерял депутатский мандат и вылетел из Госдумы. Но не зря он в прошлом году не пожалел для партии 4 миллионов рублей. Сейчас его кандидатура рассматривается на пост сенатора от Амурской области. Шанс есть.
Взять, к примеру, бывшего депутата Мосгордумы Виктора Селиверстова. Он перечислил партии всего 1 миллион 400 тысяч, а уже глава департамента управления внутренней политики администрации президента.
Впрочем, спонсорство отнюдь не залог неприкосновенности. Например, Алексею Вейману, заместителю секретаря отделения «Единой России» Куйбышевского района Самары, главе общественного совета района и члену опять-таки общественного совета при областном управлении Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, его 105 тысяч спонсорского транша так и не помогли избавиться от репутации участника местной группировки «Индейцы». Даже суд о защите своей репутации он в октябре проиграл. Но причины своих неудач Вейман «Собеседнику» не озвучил. Может, сумма пожертвования была маловата?
Все-таки партию выигрывает тот, кто делает на нее крупную ставку.
Справка
Кто поддерживает другие партии?
Крупнейшими спонсорами КПРФ значатся крупнооптовые компании «Орфей» и «Профит» (по 40 миллионов). А среди рядовых избирателей затесались не только известные партийные миллиардеры Виктор Видьманов (3.945.000 руб.) и Сергей Муравленко (4.100.000 руб.), но и прежде неведомый Александр Абалаков из Новосибирска, который после взноса в 4 миллиона 300 тысяч стал депутатом нынешней Госдумы.
У ЛДПР в лидерах – инвестиционно-строительная компания Челябинска «МагСтрой». Она и еще 8 фирм скинулись на Жириновского по 43 миллиона. Самым щедрым сторонником в прошлом году оказался депутат Владимирского горсовета Альберт Скворцов (2 миллиона рублей).
Спонсоры «Справедливой России» предпочитают прятаться за вывесками всяческих фондов поддержки с абстрактными названиями («Народ», «Народовластие», «Выбор»). А вот генерал-лейтенант Константин Пуликовский, как боевой офицер, прятаться не стал. Он, бывший полпред президента на Дальнем Востоке, перечислил своей партии 6 миллионов 656 тысяч рублей.
По данным ЦИК.
Читайте также