Выборы в МГД глазами наблюдателя: праздник и победа с оттенком надменности
Замечательно, конечно, быть наблюдателем на выборах в Мосгордуму 14 сентября в собственной школе: здесь от тебя ничего не скроют и «по секрету» расскажут о собственном отношении к происходящему
Замечательно, конечно, быть наблюдателем на выборах в Мосгордуму 14 сентября в собственной школе: здесь, во-первых, от тебя ничего не скроют и «по секрету» расскажут о собственном отношении к происходящему, а во-вторых, помогут, если ты чего-то не знаешь. Собственно, на выборах в Московскую городскую Думу я была наблюдателем в школе, в которой училась с 4 по 11 класс — на УИК № 2810 в Солнцево.
Голосование на выборах в Мосгордуму стартовало в 8:00, однако наблюдатель может прийти во сколько угодно — тут никто его ругать не будет за опоздание, всё на личной совести человека. Я прибыла на место в 9:35, секретарь УИК зафиксировала мое прибытие, забрала направление и посадила на место наблюдателей.
Там уже сидели несколько молчаливых людей и занимались своими делами. Первый играл в iPhone и исподлобья смотрел на проходящих мимо, вторая читала электронную книгу. Как выяснилось позже, вторая женщина участвовала в выездах избирательной комиссии на дом, поэтому ее действия вполне нормальны.
Что же касается молодого человека, он оказался наблюдателем от партии «Единая Россия» с решающим правом голоса. В принципе его поведение тоже понятно, поскольку это не выборы президента и мэра Москвы (а также поскольку после принятия определенных мер фальсификаций как таковых не ожидалось), но раз ты наблюдатель — наблюдай, а не играй в iPhone и не смотри фильмы на iPad. Но позже я поняла, что действия наблюдателя зависят от него самого: никто за ним не следит, никто его не ругает, никто от него ничего не хочет, кроме подписи в протоколе.
[:image:]
До 12 часов на участок прибыл кандидат по 40-му округу Владимир Святошенко, которой поговорил с секретарем участка о ходе выборов, а потом подошел ко мне, чтобы узнать, все ли в порядке и не было ли нарушений: «Вообще, согласно мнению экспертов, явка будет где-то 15%. То есть, очень маленькая. Потому что все уезжают на дачу — грибной сезон. Также я заметил, что около школ дежурят палатки с овощами. Причем около вашей [№ 1011] цены на картошку выше, чем около других школ. Там 10 рублей, а тут — 20. Узнал, почему так: продавщица миграционного вида ответила мне, что она перекупку делала, и ей невыгодно иначе продавать».
В общем, пообщались мы хорошо. И надо сказать, что это кандидат, который, не агитируя за себя (по крайней мере, я на своем избирательном участке не видела агитаторского проявления Святошенко — с избирателями не общался, подошел только к ответственным за проведение выборов людям) объездил солнцевские школы и узнал, как и у кого идут дела.
[:image:]
Через 3 часа приехал кандидат от ЛДПР Павел Раменский: серьёзный мужчина, по-хозяйски походил, посмотрел вывески кандидатов, почитал про себя и ушёл. Не здоровался, ни с кем не разговаривал. Когда он окинул меня взглядом, мне показалось, что он никого не замечает, как будто на участке есть мебель, но нет людей...
А насчет той непонятной палатки, которая чудесным образом оказалась у школы 14 сентября, сначала мне рассказали члены избирательной комиссии, что якобы их вообще должно было быть две. Одна овощная, которая и стояла, а вторая — молочная. Но, по всей видимости, с молоком в этот день было туго.
Сама же продавщица «миграционного вида» рассказала, что к школе ее пригнала администрация Солнцевского рынка. А администрацию уже попросили в управе. Зачем? Она не знает сама. Но если надо, если просят, как отказать? А то, что по завышенной цене продавала, оправдала тем же, что и Святошенко рассказывала (но пообещала снизить мне цену, если я приду за баклажанами, которые мне так понравились).
[:image:]
В целом, выборы — как праздник для детей, подростков и родителей. За родителей бюллетени опускали дети, потом все вместе шли смотреть концерт, который для них подготовили ученики школы, радостно покупали пирожки и другую выпечку в школьной столовой. Это как выход в свет: и на других посмотреть, и себя показать.
Подростки, которые прибывали на участки, в основном голосовали впервые и ждали от комиссии подарок. Но так было раньше: в 2012 году, например, моему однокласснику на выборах президента РФ подарили ежедневник от района. А сейчас достойных подарков свежеиспеченные избиратели не получили — одному мальчику члены избирательной комиссии вручили лишь браслет-ручку, который дали им для проведения выборов.
В школе было очень холодно — как в той, в которой голосовала я, так и в той, где я была наблюдателем. Я бы даже сказала, что температура в заведении не сильно отличалась от уличной температуры. Непонятно, как сейчас учатся дети и как они выйдут на следующий день, 15 сентября, на учёбу.
[:image:]
Да, на следующий день! Администрация решила не объявлять санитарный день в школах и не объявлять выходным понедельник, как это было раньше. И детей «пригонят» завтра в школы, в которых не проводилась должная санитарная обработка и в которых очень холодно. А ведь школу посещали люди, много людей, и неизвестно, кто какую болезнь с собой принес. Потом карантин?
В 20:00, когда все участки закрылись, мы стали подсчитывать голоса. Поскольку правом голоса лично я не обладала, ни помогать членам избирательной комиссии, ни что-то трогать мне не разрешалось. Я стояла и наблюдала. Алгоритм прост: подсчёт неиспользованных бюллетеней и их ликвидация, подведение итогов по данным специальных домовых книг (журнал, в котором член избирательной комиссии отмечает пришедшего и просит его расписаться), подсчёт бюллетеней тех, кто голосовал на дому, подсчёт оставшихся бюллетеней, подсчёт голосов за каждого кандидата, протоколирование.
Все основные пункты, которые я упомянула, были выполнены практически безупречно: только в одном моменте, недосчитавшись бюллетеня, члены комиссии сначала начали всё пересчитывать (536 бюллетеней), а потом поняли, что кто-то его просто мог забрать. Результаты запротоколировали и отправились с ними в управу.
[:image:]
В итоге из 2542 избирателей, внесённых в списки, проголосовали 536 человек, 24 из которых просто бюллетени испортили. Победу на этом участке одержал кандидат от Единой России Александр Милявский — 246 голосов, второе место у Владимира Святошенко — 125, затем либерал-демократ Павел Раменский — 57, замыкают цепочку кандидат от «Яблока» Ольга Радаева (50 голосов) и справедливоросс Юрий Павленков (34 голоса).
Что в конце хочется сказать? Знаете, я всё понимаю: выборы, наблюдатели, всё серьёзно. Но на улице было холодно, мерзко, шёл дождь. Удивительный наблюдатель от партии «Единая Россия» на своём автомобиле поехал в управу, чтобы отдать копию протокола. Видя, что холодно не только мне, но и другим людям, можно было бы предложить доехать вместе.
Может, это и наивно, но какая разница — всё равно в одну сторону. Но увы, мужчина, довольный победой партийного кандидата, решил, наверно, что делить тепло автомобиля с кем-то ещё он не вправе?