Артемий Троицкий. Живы и Цой, и Высоцкий
<p>Всякий раз, когда наступает лето в год, заканчивающийся на ноль, можно предугадать, что это будет лето Высоцкого и Цоя (трагически погибших 30 и 20 лет назад соответственно). Интересно сравнить этих двух великих ребят. У них, как выясняется, много общего, притом что Высоцкий никогда Цоя не слыхал. Точно так же, как Витя никогда не бывал на концертах Владимира Семеновича – это я знаю на сто процентов.</p>
И тот, и другой были не только исполнителями, но и авторами. И тот, и другой были артистами, официально не признанными. Я думаю, что главная причина всенародной любви к ним состоит в том, что и Высоцкий, и Цой апеллировали не к одной определенной категории населения. Скажем, были у Высоцкого, по крайней мере в 60-е годы, один, а может быть, даже два явных конкурента: это Александр Галич и Булат Окуджава. Но и Галич, и Окуджава были певцами интеллигентскими. Что до Высоцкого, то его обожали не только студенты и диссиденты, но и партийные номенклатурщики, и менты, и гэбешники, не говоря уже о представителях криминального мира, для которых Высоцкий был и остается песенным кумиром номер один.
С Цоем история похожая, хотя он считается стопроцентным рокером, более того – рокером «новой волны». Однако песни Цоя и группы «Кино» обладают более универсальной притягательностью: их слушают и молодые девушки, и шоферы-дальнобойщики, и интеллектуалы, и те, кого принято называть гопниками. Фактически Цой был единственным нашим рокером, который смог построить широкий мост между рок-аудиторией и аудиторией, которая ориентируется на иные жанры, даже если это попса или шансон. Второго такого рок-артиста у нас не было и скорее всего не будет. А вот почему у Цоя получилось, а у всех остальных нет – это, полагаю, уже в чистом виде сила и специфика таланта.
Его песни очень хороши в мелодическом отношении (надо сказать, что это заслуга не только Цоя, но и группы «Кино», которая активно участвовала в сочинении и аранжировке музыки). А тексты Цоя, притом что они всегда умны, поэтичны и глубоки, в высшей степени доступны. Нет в них того тумана и выспренности, которые свойственны многим нашим рок-авторам.
Через 10 лет будет лето 2020 года, а там и 30-го, и что-то подсказывает мне, что сравнения Высоцкого и Цоя, несмотря на климатические изменения, будут продолжаться. И «ждать перемен» мы будем с такой же надеждой.