Развлекалки в «сосалках»

В течение последнего года социальные сети (которые в Интернете все чаще называют просто «сосалки», особенно те, кто делает игры) одна за другой предложили своим завсегдатаям новый способ скрасить досуг: на «Мой мир@mail.ru», «В контакте», а затем и на «Одноклассниках» появился раздел «Игры».

Кто в это играет?

Эти игры, как правило, верх примитивизма в плане игрового процесса, и у настоящего геймера (игрока) они способны вызвать огромный спектр эмоций: от полного недоумения до культурного шока: в это кто-то играет? 
Играют. Причем общее количество геймеров из соцсетей легко рвет на тряпки аналогичный показатель популярнейших онлайн-игр. А все потому, что даже самый непродвинутый пользователь легко во всем разберется. Никакие сложные задания, требующие определенных навыков, опыта игры и включения мозга, не предусмотрены. А саму игру даже устанавливать не надо, что для некоторых почти непреодолимая трудность, – она встроена в соцсеть.
Возьмем, к примеру, весьма популярную в «Одноклассниках» «Территорию фермеров». Карьера геймера-сельскохозяйственника в ней начинается с посадки нехитрых злаков на выделенном участке и дойки выданной на старте коровы. Все операции производятся одним неторопливым кликом мыши. Впоследствии, поднакопив виртуальных деньжат и поднабрав уровней, игрок сможет высаживать растения подороже, завести зверье, которое будет растительностью кормить, построить фабрику или заводик. 
Такими вот фермоподобиями и забиты социальные сети: в большинстве игрушек предлагается посадить какое-нибудь растение, завести рыбку, построить город; подождать несколько минут/часов, пока оно вырастет/достроится; собрать урожай (приплод, улов) и продать. Пользователи чуть более сложно устроенных игр могут получать сообщения на мобильный о том, что пора «в поле» – таких «сосалка» не оставит в покое никогда. 
Гадости в интернет-колхозе 

Как в настоящих онлайновых играх, в социальных никуда без PvP (игрок против игрока). Правда, это противоборство мнимое, так как в нем нет соревнования в умении играть, а есть только возможность зай-ти на участок либо друга-соседа, либо случайного игрока и сделать какую-нибудь гадость: посадить сорняк и поселить вредителя на грядке, подбросить рыбе мусор, украсть часть готовой продукции. Правда, информация о вторжении неизменно попадет к жертве, и она сможет отомстить. Вроде бы хоть какое-то разнообразие, но некоторые принимают вторжения слишком близко к сердцу. «Кто украдет что-нибудь у меня с фермы – удалю из друзей!» (Один из статусов социального «фермера». – Авт.) К счастью, до разборок в реальности, как это порой случалось с особо ярыми геймерами из онлайн-игр, дело пока не доходило. У тех, например, на одном из серверов World of Warcraft несколько лет назад обитал игрок Ветерок, который развлекался массовым убийством персонажей низких уровней. Потом он куда-то пропал. Позже выяснилось: жертвы Ветерка нашли его в реальности и устроили расправу. Парень выжил, но, по слухам, играть перестал. 
Но и у нас уже не без шума. Он разгорелся в сентябре прошлого года вокруг «Счастливого фермера» на «В контакте». Обнаружив прореху для жульничества, разработчики обнулили достижения 40.000 подозреваемых в мошенничестве и отобрали виртуальную валюту. Деньги потом вернули – «фермеры» всерьез грозили судебными разбирательствами. Правда, выращенных ими свиней 10-го уровня (чтобы таких «откормить», играть надо долго, упорно и старательно) им уже не восстановили.
Плати, а то не поиграешь

Процесс социального «фермерства» не только крадет у игроков время, но и вытягивает из их кошельков реальные деньги. Рано или поздно начальный «огород» становится мал геймеру. Иногда расширить его можно, приглашая друзей из той же социалки и получая за это бонусы. Но всевозможные расширения, а также игровая валюта для покупки всяческих улучшений, без которых игра просто стопорится, приобретаются и за реальные деньги – путем отправки платной SMS. И система оплаты встроена в игрушку – бегать никуда не надо. 10–20 рублей – мелочь, но если увлечься (а увлечься просто), этими суммами дело не ограничивается. Помноженные в свою очередь на десятки, а то и сотни тысяч игроков, они дают ошеломительный эффект в виде прибыли «сосалок». 
К примеру, уже упомянутая игрушка «Счастливый фермер», вышедшая в 2009-м, за год принесла 
20 млн $. Сам же «Счастливый фермер» является клоном Farmville из Facebook. Выручка оригинала, в который режутся более 
22 млн человек, составила в прошлом году более 100 млн $.
Один из разработчиков игр для соцсетей Леонид Сиротин (Mail.ru) считает, что в подобных развлечениях люди друг для друга являются ресурсом. Иными словами, чем больше игрок наберет друзей, тем больше бонусов получит. Так вот, похоже, игроки в соцсетях становятся ресурсом для самих соцсетей. Таким образом, сленговое слово «сосалка» обретает вполне конкретный смысл.

Обхитрить, чтобы остановить

– Когда игрок уже не просто играет, а жмет кнопку «Оплатить», это означает, что он втянулся, что алгоритм запущен. Это как тяжелая бочка, катящаяся с огромной высоты – процесс остановить очень сложно. Таких людей надо отправлять к специалистам – даже не к психологам, а к психотерапевтам, потому что всегда есть причина, по которой человек становится геймером. А это очень тяжелая форма зависимости, лечится она долго и не всегда, кстати, успешно. Единственный способ избавиться от нее – привить другую зависимость, менее опасную. То есть полностью сменить сферу интересов.
По-хорошему игры в соцсетях следовало бы запретить, поскольку человек, впервые заходящий туда, играть вовсе не собирается. А его таким образом затягивают. Об этом говорит уже тот факт, что эти игры, при полном отсутствии рекламы, приносят огромные прибыли.
С другой стороны, пользователь и сам может себя проконтролировать. Если вы знаете, что вы человек азартный и увлекающийся, то, может быть, не стоит даже заходить в игровой раздел? А родителям следует повнимательней следить за тем, чем занимается ребенок в соцсети. Ведь если он пропадает на «В контакте», это еще не значит, что он не геймер.

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика