Человек с безграничными возможностями
У этого парня из городка Гуково детский церебральный паралич, тяжелая форма – Максим не ходит, почти не может управлять руками и очень плохо говорит. Но он имеет два патента на изобретения, одно из которых – мини-автомобиль для инвалидов.
У этого парня из городка Гуково детский церебральный паралич, тяжелая форма – Максим не ходит, почти не может управлять руками и очень плохо говорит. Но он имеет два патента на изобретения, одно из которых – мини-автомобиль для инвалидов.
Все началось с велосипеда
Для чего изобретают здоровые люди? Чтобы сделать жизнь вокруг лучше и удобнее. Почему стал изобретателем Максим Рудниченко? Чтобы усовершенствовать свою очень нелегкую жизнь. Когда ему было 12, родители купили трехколесный велосипед. Это, как признается Виктор Рудниченко, отец Максима, был своеобразный тест, ведь все вокруг считали, что ребенок с ДЦП 1-й степени не может кататься самостоятельно.
Максим смог. 12-летний пацан придумал специальные педали-крепления для ног и приспособления для фиксации туловища. По чертежам Максима их изготовили гуковские умельцы, и скоро Рудниченко-младший уже гонял на велике по двору.
Было еще несколько мелких рацпредложений: раздвижные зеркальные двери – чтобы Максиму удобнее было их открывать, двухъярусная кухня в кладовке и врезанная в стену микроволновка – для экономии места. Потом Максим, большой любитель сладкого, придумал, как фасовать зефир в вафельные стаканчики. Похожий стаканчик за несколько лет до Рудниченко запатентовали австралийцы, но Роспатент оценил уникальность изобретения Максима и внес его в Госреестр. Вот только на поток производство зефира в оригинальной таре поставить не удалось. Чтобы внедрить идею в жизнь, нужен другой талант – предпринимательский, коммерческая жилка плюс оборотный капитал. А это не про нашего героя.
По-настоящему жизнь Максима Рудниченко изменилась в 2001 году, когда собес бесплатно выделил ему инвалидную коляску. Рудниченко-старший неоднократно подавал заявки, но чиновники отвечали: мол, зачем вашему сыну коляска – он все равно не сможет на ней ездить. «Да вы дайте! – настаивал отец, вспоминая историю с велосипедом. – Еще посмотрим, сможет или нет».
Ходить нельзя? Будем ездить
– Я быстро понял, что не смогу перемещаться на коляске самостоятельно, – говорит Максим. – И стал переделывать ее под себя. На велоавтомобиль «МиД-1» – это сокращенно «Максим и другие» – ушло 3 года.
Вообще-то, согласно патенту, парень сделал велоколяску. Но когда Максим стал ездить на ней по городу, вокруг все время кучковались подростки, которые были уверены, то это какой-то диковинный мини-автомобиль – типа карта.
Сейчас народ к появлению Максима на улицах уже привык. По недлинным гуковским дорогам за 2 года он накатал больше тысячи километров – у «МиДа» уже покрышки пора менять.
Рудниченко-старший признается, что такого от сына не ожидал:
– Нет, что у него светлая голова, я знал всегда. Но он же пальцы в кулак с трудом сжимает – и вдруг берется за слесарные инструменты. Правда, на что здоровый потратит дни, у Максима уходили месяцы. Когда я рассказывал врачам, чем занимается сын, они отмахивались: «Обманываете, человек с таким ДЦП не может работать! Он вообще ничего не может!» А мой «обман» сидит перед компьютером, изобретает, потом спрыгивает со стула и на четвереньках ковыляет в мастерскую.
В своем веломобиле Максим ездит гулять в парк и в лес, на встречи с друзьями – инвалидами и здоровыми. На «МиДе» можно и на рыбалку, и в магазин смотаться, пока родители на работе. Надо, правда, чтобы продавщица сама вынесла товар и уложила его в багажник. Для этого Виктор предварительно звонит в магазин, предупреждает, когда приедет Максим, и сделает заказ.
На смену «МиД-1» придет «МиД-2»
Чем отличается велоколяска Максима от обычной? Она, например, развивает скорость
15 км в час. Может перевозить до 150 килограммов груза. У «МиДа» есть съемная крыша, так что Максиму даже сильный ливень не страшен. Есть поворотники, фары, зеркало заднего вида, тормоза. Половина деталей взята от инвалидной коляски, треть – от разной отечественной техники, оставшиеся – это эксклюзив, придуманный Максимом и сделанный на заказ: редукторы, бампер, педали собственной конструкции. В общем, все по-взрослому. А иначе бы патент не дали.
Кстати, о патентах. Получал их Рудниченко-старший. Походы по чиновничьим кабинетам – это то немногое, что Максиму все-таки не по силам.
– Год ушел на вафельный стаканчик, еще год – на «МиД», – рассказывает Виктор. – Смотрю я, как Максим раскатывает на велоколяске, и вот о чем думаю: на «МиДе» ведь могут ездить и пожилые люди. Моя мать, бабушка Макса, пробовала – и прекрасно получилось. Он годится для инвалидов с ДЦП, без руки, без ноги, для почтальонов в сельской местности. Вот бы запустить его в массовое производство – стоить будет в 2–3 раза дешевле зарубежных аналогов.
– Под аналогом следует понимать стандартную инвалидную коляску, – уточняет Максим.
– Куда-нибудь с идеей внедрения обращались? – спрашиваю я. – Показывали кому-нибудь свой мини-автомобиль?
– Нет, – пожимает плечами Виктор. – А куда обращаться?
В общем, ни старший, ни младший Рудниченко без помощи со стороны ничего на поток не поставят. А жаль. Не скажу про стариков и сельских почтальонов, но «взорвать» жизнь российских инвалидов такой веломобиль может. Десятки тысяч людей, запертых сейчас в четырех стенах болезнью и бытовой неустроенностью, смогут делать то же, что и Максим Рудниченко – кататься, гулять, рыбачить, покупать продукты, встречаться с друзьями. Не знаю, станет ли от этого счастливее мир обычных людей – здоровые у нас подсознательно стараются не замечать больных, но люди, которым было суждено родиться или стать инвалидом, будут хоть немного свободнее.
– Когда я езжу на велоколяске, мне кажется, что руки и ноги действуют, как у здорового, – говорит Максим. – За рулем «МиДа» я – человек с безграничными возможностями!
Он уже вынашивает идею создания «МиД-2» на базе своего мини-автомобиля. Усовершенствованная модель сможет разгоняться до 40 км в час благодаря карбюраторному двигателю до 50 кубиков, и в ней будет место для пассажира.
– Дураков на свете много, – объясняет Виктор Рудниченко, почему важно, чтобы был пассажир. – Максима каждый может обидеть, потому даже на рыбалку или в парк я отпускаю его скрепя сердце. А если в веломобиле будет место еще для одного человека, то кто-то сможет ездить с ним, в том числе и далеко. Он ведь мечтает другие города посмотреть.
– И другие страны, – добавляет Максим.
А почему нет? Что может остановить человека, который придумал, как выехать за пределы своей болезни?