«Прощения эта нелюдь не заслуживает!»
Так говорит Евгений Пехтелев, отец убитой с особой жестокостью в свои 23 года студентки Веры Пехтелевой из Кемеровской области.
На днях отец, написав запросы во все инстанции, узнал, что убийца его дочери – безработный Владислав Канюс, приговоренный к 17 годам колонии строгого режима – помилован личным указом президента РФ после участия в СВО со снятием судимости. Наказание в местах лишения свободы преступник отбывал менее полугода.
Убивал долго
Когда возмущенные таким решением родители Веры, которая была их единственным ребенком, поделились своей болью в соцсетях, их поддержали десятки тысяч незнакомых неравнодушных граждан. «Как же так?!» – недоумевали люди. История быстро получила столь широкую огласку, что прокомментировать ее пришлось и Дмитрию Пескову.
Пресс-секретарь президента РФ спокойным, даже равнодушным голосом, не коснувшись самой трагедии этой семьи, пояснил: «Есть... путь, когда осужденные, в том числе и по тяжким статьям, искупают кровью свое преступление на поле боя. Искупают кровью в штурмовых бригадах, под пулями, под снарядами...»
Владислав убил свою бывшую возлюбленную Веру (она младше его на месяц), с которой хотел встречаться вновь, в январе 2020 года. Убивал долго – весь вечер и все утро, очень мучительно. Цитируем по приговору, копия которого есть в распоряжении редакции: «Канюс В. Р. после лишения Пехтелевой В. Е. свободы, будучи в состоянии алкогольного опьянения, умышленно, с целью убийства Пехтелевой В. Е. из неприязненных побуждений, возникших в ходе ссоры с ней, совершил следующие действия. Нанес Пехтелевой В. Е. не менее 47 ударов руками по рукам, ногам, голове, туловищу, причинив ей 52 кровоподтека, 10 ссадин, закрытую травму шеи (в том числе перелом щитовидного хряща и кровоизлияние гортани), закрытую черепно-мозговую травму (в том числе перелом носовой кости, разрыв слизистой полости носа, кровоподтеки глаз, рваную рану губ, кровоизлияния под твердой и мягкой мозговой оболочкой лобной, височной, теменной и затылочной долей...). В судебном заседании Канюс В. Р., не отрицая наступления смерти Пехтелевой В. Е. от его действий, заявил о непризнании своей вины в предъявленном ему обвинении. ...Отрицая нанесение ударов Пехтелевой В. Е. ножом, полагал, что раны и повреждения могли возникнуть при ее падении и в процессе борьбы на полу, где находились осколки ее телефона, который он, в ходе разговора об их отношениях, разозлившись, забрал... Затем он взял шнур от утюга и намотал его на шею Пехтелевой В. Е... Хотел, чтобы Пехтелева В. Е. перестала кричать. Душил ее, пока она не перестала сопротивляться...»
«А он разве искупил?!»
– Верочка заканчивала Кузбасский государственный технический университет имени Тимофея Горбачева, сдавала последнюю сессию, – рассказывает «Собеседнику» отец убитой, 53-летний Евгений Пехтелев. – Училась по специальности «экономическая безопасность». Думала уже о том, куда устраиваться на работу, строила планы на большую взрослую жизнь... Вам все в нашем Киселевске, где она и родилась, и похоронена, скажут, что она была очень красивой и очень-очень доброй. Ей до всех было дело. До каждого знакомого и незнакомого, у кого были какие-то беды или невзгоды. Доброта и доверчивость ее и погубили. А про таких, как эта ..., говорят: «ни украсть, ни покараулить». Его отец, бывший партийный деятель – единоросс, снес себе полголовы из двух стволов 12-го калибра – застрелился, когда его поймали на краже мобильника. Влад же только школу закончил и нигде никем не работал. Знал, что после окончания вуза у дочки будет отдельная квартира, и встречался с ней из корыстных побуждений. А пока она снимала им комнату в общежитии. Кормила его... Не знаю даже, на что надеялась... Но потом в голове у нее что-то щелкнуло, в ноябре 2019-го она от него ушла, три месяца с ним не общалась. Мне ничего не говорила. Если бы сказала! Все было бы по-другому...
В ночь убийства, как следует из материалов дела, Вера приехала к Владу в ту самую комнату общежития – забрать свои оставшиеся вещи: сломанный ноутбук и нижнее белье. Поехала одна, несмотря на то, что боялась бывшего, который ранее уже «не выпускал ее из квартиры, разбил ей губу». Попросила подругу Егорову К. А. «писать ей чаще, чтобы Канюс В. Р. видел, что ее ждут». Также за десять дней до расправы Канюс В. Р. сообщал Егоровой К. А., «что если Пехтелева В. Е. с кем-то общается, то он убьет и Веру, и этого человека».
Около 22:00 Егорова К. А., ставшая свидетельницей в этом деле, даже приехала за подругой. Но дверь ей не открыли, ничего подозрительного она не заметила и уехала. Также не открывали уже в районе 2 часов ночи – 5 часов утра и другим жильцам этого дома, слышавшим женские крики. «Позже девушка стала кричать о помощи, просила открыть дверь, говоря, что ничего никому не скажет. Минут через 20 после этих событий соседка, свидетель Ощепкова Н. И., вызвала полицию. Девушка кричала на протяжении около 2,5 часов, иногда прерываясь. Все стучали в дверь, просили открыть. Около 5 часов утра крики девушки прекратились. Затем решили вскрыть дверь, для этого был найден лом. На вскрытие двери ушло около 15 минут...»
Впоследствии двое сотрудников дежурной части (Михаил Балашов, Дмитрий Тарицын) и трое диспетчеров, находившихся на службе в ночь убийства студентки (Мария Дунаева, Анна Пономарева, Кристина Юдинцева), получили от 1,5 до 2 лет – все условно. На преступление они среагировали, как четко слышно по записи их переговоров (имеется в редакции), уже после сообщения «Труп подтверждается».
– Убийце моей дочери вынесли приговор в июле 2022 года, в ноябре прошлого года он вступил в законную силу, – продолжает Евгений Пехтелев. – Путин помиловал его в апреле 2023-го, получается, отбывала эта нелюдь наказание в колонии строгого режима меньше полугода. По решению суда нас, родителей, обязаны были письменно извещать о прибытии его в исправительное учреждение, однако этого не делали. Мы сами узнали, что в конце концов он оказался в Ростове-на-Дону, откуда уже убыл на СВО. Кстати, приговор обязал его выплатить в качестве компенсации морального вреда 4 млн рублей потерпевшим – по 1,5 млн родителям, 1 млн – ее дяде, а еще 200 тысяч рублей государству за адвокатов по назначению. Указ президента избавил его и от этих обязательств, о чем нам уже доложили судебные приставы. Но главное совсем не это. Вот Песков говорит – «искупить кровью». А он разве искупил? Он живой, здоровый, после всей этой шумихи перестал скрываться, постит с гордостью свои боевые фото в соцсетях. Да и перед кем он должен кровью искупать? По логике власти – перед Родиной? Но он не госизменник, как Галкин* с Пугачевой и Навальный**, которым самое место под пулями, под снарядами. Он убийца смысла моей жизни и искупать свою вину должен только перед нами, родителями. Но такой грех и кровью смыть невозможно. Ему просто нет прощения.
*Внесен в реестр иноагентов.
**Внесен в список террористов и экстремистов.
Нет ответа
«Собеседник» связался по одному из мессенджеров с бывшим осужденным по п. «д» ч. 2 ст. 105 УК РФ «Убийство, совершенное с особой жестокостью» Владиславом Канюсом. Однако на наши вопросы он отвечать отказался.