Обновленный завет
Почему не удалась реформа РПЦ и при чем здесь дедушка Боярского
В революционном 1917-м в России произошли глобальные изменения. Не осталась от них в стороне и Русская православная церковь. Поместный собор восстановил патриаршество и избрал главой РПЦ Патриарха Тихона. С советской властью отношения у него не заладились, но в недрах церкви появилось движение обновленчества, настроенное на самое тесное сотрудничество с государством. Настолько тесное, что пошло в услужение карательным органам и Феликсу Дзержинскому.
О том, какие идеи двигали этими людьми и что осталось от обновленчества, «Собеседник» поговорил с ведущим научным сотрудником Института русского языка имени В. В. Виноградова РАН, кандидатом филологических наук Александром КРАВЕЦКИМ.
Будущий враг
– Александр Геннадьевич, в разных источниках называют различные даты возникновения обновленчества. Одни авторы говорят о 1917 годе или даже о духовных исканиях дореволюционного времени. Другие сводят историю к 1922-му, когда был арестован Патриарх Тихон, а обновленцы сформировали свои собственные органы управления церковью. Какая дата более верна?
– Если мы говорим об институции, то все-таки, конечно, 1922-й. Тогда при прямой поддержке большевиков происходит, как бы сейчас сказали, рейдерский захват Патриаршей канцелярии, и формальный орган церковного управления оказывается в руках в общем-то случайных, но активных людей.
В то время существовало секретное письмо Троцкого, в котором прямо сказано, что «сменовеховское духовенство» (так он называл священнослужителей, готовых активно сотрудничать с новой властью) – это наш будущий враг, сейчас же их руками надо разгромить традиционную церковь.
В этом смысле роль обновленцев достаточно неприглядна, но при этом среди них были совершенно разные люди. Это и Владимир Красницкий, человек консервативных и правых взглядов, но привыкший к тому, что церковь должна быть при власти. Это и Александр Введенский, ставший лидером обновленчества – яркий богемный человек, тип до боли знакомый, и хотелось бы верить, что движимый лучшими идеями. Это и нижегородский протоиерей Василий Адаменко – идеалист, искренне мечтавший реформировать церковную жизнь. Это и священник Александр Боярский, дедушка Михаила Боярского, который еще до революции проповедовал среди рабочих идеи христианского социализма, и многие другие.
Если же говорить об истории слова «обновленец», то оно восходит к церковным дискуссиям начала ХХ века и использовалось скорее как бранное в публицистике по отношению к сторонникам реформ. Вопрос о преемственности дореволюционных либералов и обновленцев неоднозначен. Реформ тогда требовали все – и либералы, и консерваторы, – и целый ряд проектов, касающихся богослужебного языка и участия мирян в жизни церкви, был вынесен на Поместный собор в 1917 году.
– Насколько широко было влияние обновленцев? В литературе упоминается, что в начале 1920-х более половины приходов находились в их подчинении.
– К успехам обновленчества нужно относиться осторожно, и они могли быть не столь яркими, как хотелось бы им самим. Допустим, в каком-нибудь регионе архиерей объявлял себя приверженцем обновленчества, и все храмы, кроме нескольких, автоматически шли за ним. Менялась ли жизнь в приходах – это отдельный вопрос.
Беззаконные собрания
– А какие идеи продвигали обновленцы? Действительно ли они хотели реформировать церковь или просто боролись за власть?
– Они принимали определенные решения в пользу белого духовенства, то есть не монахов, поскольку большинство лидеров движения принадлежали к этой категории, и понижения роли епископата. В этом смысле их деятельность была продолжением решений Поместного собора, но более радикальной. Проводимые собором реформы были направлены на то, чтобы, не разрушая традиционного церковного устройства, включить в систему церковного управления священников и активных мирян. Обновленцы действовали в том же направлении, но при этом не особенно оглядываясь на церковную традицию и изо всех сил стараясь делать то, чего хотело государство. В итоге с переменами, кроме административных, не задалось, поскольку обновленцы боялись реакции народа, а в церковной полемике оппоненты их открыто называли еретиками. Хотя все же их нужно считать раскольниками, а не еретиками.
В парижском журнале «Путь» была очень яркая зарисовка с одного собрания по выбору делегатов на первый обновленческий собор. На нем все шептались: «Главное, чтобы канонов и Символа веры не трогали; лишь бы на святое не покушались». А на одном из обновленческих соборов была дискуссия Введенского с Адаменко, переводившим богослужебные тексты с церковнославянского на русский язык. Введенский во время нее говорил, что обновленчество – это маленький ребенок и не надо сейчас усложнять себе жизнь столь сложными реформами. От лидера сторонников преобразований, согласитесь, немножко странно такое слышать.
И лишь на закате обновленческого движения их синодальный вестник публикует сообщение о создании комиссии для перевода богослужебных книг на русский язык. В 1927 году появилась знаменитая декларация митрополита Сергия (Страгородского), в которой официальная православная церковь выразила лояльность по отношению к советской власти. Получалось, что обновленцы ничем не отличаются от своих оппонентов.
В итоге все свелось к внутренней борьбе в церкви. Обновленцы писали всевозможные доносы на своих противников и так в этом преуспели, что в середине 1920-х Введенский сравнивал обновленчество с венерической болезнью, которую скрывают и о которой неприлично говорить вслух. Например, приехавший на съезд обновленцев во Владимире епископ Афанасий (Сахаров) закончил свою речь словами: «А теперь я еду к митрополиту Петру с покаянием, что без его благословения присутствовал на вашем беззаконном собрании!»
Дорожка в спецслужбы
– Когда советская власть поменяла свое отношение к обновленцам?
– С концом НЭПа и началом коллективизации, году в 1928–1929-м, обновленцев начали точно так же арестовывать, как сторонников митрополита Сергия. Власть перестала видеть особую разницу между ними. А во время Великой Отечественной войны Сергий и Введенский оказались вместе в эвакуации в Ульяновске. Теоретически можно представить, что Сталин в это время думал, какую ветвь церкви восстанавливать в статусе. Но видимо, у обновленцев репутация все-таки была слишком плохой, и в 1943 году при поддержке властей Патриархом был избран Сергий. На этом, собственно, история обновленчества как движения заканчивается, хотя некоторое время оно продолжало существовать по инерции – до смерти Введенского в 1946 году. Остальных лидеров обновленчества к тому времени тоже уже не было. Красницкий умер в Ленинграде в 1936-м, Боярский расстрелян в тюрьме, Адаменко еще раньше вернулся в Патриаршую церковь и был впоследствии расстрелян.
– А что до идейного наследия обновленчества? Оно дошло каким-то образом до нашего времени?
– Собственно говоря, обновленчество создало прецедент подстраивания церкви под новое государство. И в дальнейшем по этому же пути компромиссов и подчинения власти, но в более мягком варианте пошел Московский патриархат и продолжает идти до сих пор, хотя ни о каком организационном преемничестве говорить нельзя. По крайней мере дорожку в спецслужбы проложили именно обновленцы.
А вот для проведения церковных реформ обновленцы как раз таки сыграли дурную роль, потому что в общественном сознании возникло ложное противопоставление: есть реформаторы-обновленцы и есть традиционалисты-тихоновцы. И хотя в реальности тихоновцы и не были противниками реформ, обновленчество превратилось в ярлык, который навешивается всеми, кто говорит о реформах. Назвал оппонента обновленцем – и дискуссию можно заканчивать.