История — что дышло? Как Мединский написал, так и вышло?
Как рассказывать школьникам о болезненных моментах российской истории? Замалчивать, ретушировать или писать все как было, без прикрас?
Кадыров просил разобраться
В конце июля 2023-го в печать был подписан новый учебник истории, написанный председателем Российского военно-исторического общества Владимиром Мединским и ректором МГИМО Анатолием Торкуновым. А уже 23 сентября глава Чечни попросил разобраться с тем, как освещена в нем тема репрессированных народов. Недовольство главы республики озвучил спикер парламента Чечни Магомед Даудов. Аналогичные претензии выдвинули и в Ингушетии. Оно и понятно: в борьбе с фашистами самоотверженно отдавали свои жизни на фронтах, были награждены орденами и медалями представители всех народов СССР, но потом некоторые народы несправедливо объявили предателями...
Мединский, как цитировали СМИ, «признал, что данная глава была взята из предыдущих изданий, и выразил готовность привести ее в порядок».
Тогда же было объявлено: исправлением учебника займется рабочая группа, в ее состав вошли главы регионов, народы которых подверглись репрессиям. Ведется ли такая работа, какие предложения уже высказаны, узнать пока не удалось. «Собеседник» попросил прояснить этот вопрос главу Калмыкии Бату Хасикова, но ответа пока не получил. Не смог ответить на него и первый зампред комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Смолин:
– В этой рабочей группе я не участвую. Меня туда никто не приглашал.
Между тем уже 28 сентября в СМИ появилась информация о том, как будет выглядеть новый отрывок про депортацию народов. Окончательный это вариант или основная работа еще впереди, до сих пор ясности нет.
«Подвергнуть коллективному наказанию»
Представителей репрессированных народов, безусловно, возмутило то, что про их трагедию (стр. 351) написано в главе под названием «Пособники оккупантов» (стр. 349). Предатели, вступившие под нацистские знамена в полицейские команды и охранные части, сформированные из них дивизии войск перечислены довольно подробно. Описаны зверства УПА* и других аналогичных формирований (кстати, почему-то без звездочек). И после всего этого идет вот такой абзац:
«На основании фактов сотрудничества с оккупантами карачаевцев, калмыков, чеченцев, ингушей, балкарцев, крымских татар ГКО в 1943–44 годах принял решение ликвидировать государственные образования этих народов внутри СССР и подвергнуть их коллективному наказанию – насильственному переселению (депортации) в восточные регионы страны. В результате были репрессированы не только бандиты и пособники врага, но и множество безвинных людей. Переселенцам пришлось пережить много бед и лишений. Справедливость по отношению к ним была восстановлена после 1953 года».
10 строчек – и это все о том, что за неделю до выплеснутого возмущения Чечни и Ингушетии, 18 сентября, в преддверии дня депортации карачаевцев, Мединский в эфире радио Sputnik назвал трагической историей, «которую вычеркивать из народной памяти не должно».
Все это, а главное «на основании фактов сотрудничества с оккупантами», да еще помещенное в такой позорной главе, сводит на нет последующие тезисы авторов – и наличие слова «репрессированы», и упоминания, что пострадало множество безвинных людей и что им пришлось пережить много бед и лишений...
«Коллаборационисты имелись и среди славянских народов»
Между тем, если уж копировать чей-то пассаж по данной теме, можно было бы, скажем, взять его из учебника от 2013-го (авторы Олег Волобуев, Валерий Журавлев, Альберт Ненароков): «Освобождение Северного Кавказа сопровождалось неоправданной депортацией ряда народов. Им вменялось в вину сотрудничество с оккупантами, хотя коллаборационисты имелись и среди славянских народов, особенно в Западной и Правобережной Украине. То есть действительная или недоказанная вина группы людей одной национальности (создание военных и полицейских формирований, действующих на стороне оккупантов, дезертирство из Красной Армии и т.п.) распространялась на весь народ.
Первыми в октябре 1943 года были выселены со своей исторической родины в азиатскую часть СССР карачаевцы, вслед за ними из Нижнего Поволжья калмыки, затем чеченцы, ингуши (везде указываются даты. – Ред.), балкарцы... Выселение проводилось, как правило, за один-два дня. С собой можно было взять минимум ручной клади. Многие погибали в пути. Многие на новом месте, где их никто не ждал».
Или, еще лучше, из учебника 2016-го (авторы Михаил Горинов, Александр Данилов). Там эта тема выделена в отдельную главу с нейтральным названием – «Национальная политика», где подробно описаны и даты депортаций, и количество репрессированных, и сколько человек умерло по дороге, от холода и болезней. Упомянуты и вопиющие черты той депортации – например как воевавших балкарцев ссылали в Казахстан прямо из действующей армии... И что важно, дана оценка всем этим трагическим событиям.
Реабилитация была неполной
– Если бы я был автором учебника, бесспорно, убрал бы эту тему из раздела «Пособники фашизма», – говорит Олег Смолин. – Дал бы более жесткую оценку репрессиям и указал, что не существует принципа коллективной ответственности, что у правоохранительных органов после освобождения этих регионов от фашистов были все возможности отделить тех, кто сотрудничал с фашизмом, от остальной части народа. И не было никакой необходимости после того, как эти земли были освобождены, выселять народы целиком. У нас многонациональная страна, и ради межнационального мира стоит описать столь трагическую главу общей истории более подробно, чтобы люди понимали: в отношении вышеупомянутых народов была совершена вопиющая несправедливость! Тем более что именно эта трагедия оказалась миной замедленного действия и в немалой степени привела к развалу СССР.
И действительно, сегодня многие историки отмечают: проблема актуальна до сих пор, поскольку у «наказанных» народов по-прежнему жива та боль... Да и реабилитация была все же неполной. Скажем, турок-месхетинцев так и не вернули на историческую родину. И всякий недосказ в этой теме, любой неверно расставленный акцент приносят вред не только многоэтнической России, но и бывшим республикам СССР, а ныне независимым странам, которые в те годы стали местом спецпереселения – тем же Казахстану, Киргизии, Узбекистану...
– Это очень важная тема. И она, так же как Великая Оте-чественная война, как другие серьезные вопросы, должна занимать достойное место, – считает глава комиссии Мосгордумы по образованию Евгений Бунимович. – Любовь к родине не предполагает незнания тех трагических страниц, которые были в ее истории.
Бунимович считает, что дети должны понимать, что такое получить статус спецпереселенца – им было нельзя покидать свое поселение (за это в разные периоды полагалось от 8 до 20 лет), они должны были периодически отмечаться в отделениях милиции, были лишены многих прав. При этом выселяли людей с тех мест, где веками селились их предки...
– И все-таки не надо переоценивать учебник, – заключает Бунимович. – Я, как педагог, твердо убежден: учебник – вещь серьезная, но ключевая фигура все же учитель. Это он дает дополнительные знания, это он строит урок так, чтобы дети ясно представляли себе все нюансы истории.
* Признана экстремистской организацией, запрещена в РФ.
кстати
В исправленной версии учебника Мединского, по данным СМИ, упомянуты 12 депортированных народов, указано, что они были обвинены огульно, добавлены некоторые подробности принудительного переселения.