27.12.2023

Почему у нас с советского времени трудовые профессии постоянно унижались?

Размышляет Ярослав Нилов, председатель комитета Государственной думы по труду, социальной политике и делам ветеранов.

Нилов
Фото: Соцсети

Ярослав Нилов

По поводу реформирования системы образования сегодня существуют разные мнения, и необходимо многое менять. Первое, что я считаю нужным сделать – недавно я сообщил об этом на встрече с молодежью, – отменить ЕГЭ и ОГЭ. Во-первых, все эти экзамены – психологическая травма, во-вторых, необъективная оценка знаний. И это приобретенный нами и совершенно ненужный опыт тестирования. Во-вторых, сегодня на рынке труда действительно есть потребность в специалистах рабочих профессий. Я до сих пор не могу найти четкого ответа: почему у нас с советского времени трудовые профессии постоянно унижались («будешь плохо учиться, пойдешь в ПТУ», хулиганы во дворе – это пэтэушники, сантехник – «небритый, едва трезвый, не знает, в какую сторону гайку крутить»)? В общем, все эти анекдоты, истории, смешки – неправильно. Сегодня совершенно другие ориентиры: у нас элементарно сварщиков не хватает, не хватает других очень нужных специалистов, отвечающих требованиям работодателя, к примеру, в строительной отрасли. Представители, отвечающие за систему образования, говорили, что в стране слишком много специалистов с высшим образованием и не хватает людей со средним специальным образованием. Да, приняты недавно новые правила перехода из 9-го в следующий класс. Вероятно, не все пройдут через это сито, и дорога им – в колледж. Что в общем-то и неплохо. У нас, к сожалению, до сих пор молодые люди практикуют такой выбор вуза: «там учился дедушка», «рядом с домом» или «туда пойти мне сказала мама». 

Я сегодня, встречаясь со школьниками, всех ориентирую, чтобы они заранее подумали, будет ли их профессия востребованной через несколько лет. Каждый должен понимать, будет ли он интересен на рынке труда в ближайшем будущем. У нас повсеместно переизбыток специалистов одной профессии и недостаток специалистов другой. И вот этот существующий дисбаланс приводит к обесцениванию: люди, получившие образование, не работают по своей специальности, то есть государство вложилось в них зря. Я только что вернулся из Ненецкого округа, там нет возможности получать высшее образование, отсутствуют вузы. Есть предложения открыть филиалы, но пока работают только колледжи. Многие ребята после школы уезжают в Москву, Петербург, Архангельск, в Республику Коми и не возвращаются. Это опять же дисбаланс на местных рынках труда. Не хватает врачей, учителей. Даже в общепите не хватает тех, кто готов работать. В последние годы мы стали видеть проблемы и внимательнее к ним относиться. Например, ввели отсрочку от армии для тех, кто после 11-го класса поступает в средние специальные учебные заведения. 

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика