Гуру, дед, учитель экономики... Все это - Евгений Ясин

Евгений Ясин умел вызывать симпатию в людях самых разных взглядов...

Гуру - так называли Евгения Ясина все, независимо от того, были ли они его сторонниками или оппонентами.

Судьба всегда испытывала его на прочность

Евгений Григорьевич Ясин ушел 25 сентября, спустя четыре с небольшим месяца после своего 89-го дня рождения. Последнее время он сильно болел.

С нашей газетой он был связан без малого четверть века (мы так и звали его – «дедушка Ясин») – еженедельно, в каждом выпуске у нас были его экономические колонки. Мы с ним даже замышляли сделать из них книгу – нечто вроде «Дневника Евгения Ясина»: ведь каждая была посвящена анализу той или иной экономической новости. Спустя годы можно было посмотреть, насколько верны были его прогнозы, понять, прислушались ли власти к его советам или пошли по пути, который вызывал у него опасения и который мы тоже проговаривали. Замысел так и остался нереализованным. Не успели...

Евгений Григорьевич был очень добрым и всегда готовым прийти на помощь. Он всегда бережно относился к людям. Ко всем, не только к своим близким. А вот его самого судьба словно все время испытывала на прочность.

Очень привязанный к своей семье и бесконечно любящий близких, он делал все, чтобы его дочь Ирина, которую в 35 лет (тоже почти четверть века назад) поразил рассеянный склероз, оставалась «на плаву». Она – сильная женщина, и ей удалось не впасть в отчаяние, быть востребованной.

Евгений Григорьевич очень тяжело переживал и болезнь супруги. Каких только возможностей не использовал, чтобы спасти ее, за какие только соломинки не хватался. Лидия Алексеевна ушла в 2012-м... Она работала в Институте экономики (ИЭ) РАН, научный руководитель ИЭ Руслан Гринберг до сих пор тепло ее вспоминает.

Евгений Григорьевич жил в поселке за Химками. Скромный дом. Наискосок по тропинке – дом его дочери Ирины. Каждый вечер он приходил к ней «на огонек», где они вели теплые уютные беседы. Осенью и зимой – у камина. Иногда приезжали гости... Когда я заезжала к Ясину, он неизменно приглашал зайти к Ирине. Это были незабываемые неспешные, но очень насыщенные духовным содержанием вечера. Без Евгения Григорьевича они, конечно, уже будут другими...

Фото: ВШЭ

Прощание

Гражданская панихида проходила в Центре культур ВШЭ – университета, который он некогда создал вместе с Ярославом Кузьминовым. Людей, пришедших попрощаться с Евгением Григорьевичем, было очень много. В зал, где стоял гроб, тянулась огромная очередь. Пока мы медленно продвигались, со стен и колонн на нас глядел Ясин, со своей неизменно немного грустной улыбкой и знаменитым прищуром...

Проводить в последний путь «деда» пришли и Алексей Кудрин, и Григорий Явлинский, и Андрей Нечаев, и Александр Волошин, и Александр Шохин, и Алла Гербер, и Ольга Голодец, и Максим Орешкин, и Сергей Караганов, и много кто еще... В холле центра стояло несколько венков, один из них, как я заметила, был от Германа Грефа.

Кстати, Караганов сказал: «Я часто с ним не соглашался, но всегда его чтил. Потому что он верил в то, что делал. Он желал стране и людям добра. Он выдающийся экономист и очень мощный политический деятель».

Почтили память учителя и глава ЦБ Эльвира Набиуллина, и министр финансов Антон Силуанов. Они пришли, несмотря на то, что в это же время в столице завершал работу финансовый форум, где оба были задействованы. Потом оба присутствовали и в Манеже.

Было много теплых слов и воспоминаний. Григорий Явлинский сказал о друге так: «Его разочарования были связаны именно с тем, что он был светлым и добрым». Александр Шохин добавил: «Ясин был лидером общественного мнения. И не в политтехнологическом смысле, а в подлинном. А в кругу близких мы называли его дядей Женей...»

Помощник президента по экономическим вопросам Максим Орешкин признался, что Ясин – интеллигентный, мудрый, обладающий исключительно актуальными знаниями – всегда был для него ориентиром. А Силуанов рассказал, что в то время, когда Ясин возглавлял Минэк, все вопросы решались очень эффективно и быстро, у ведомства были хорошие рабочие отношения с Минфином, хотя обычно это очень трудная тема. И потом, вспомнил Силуанов, Ясин не раз помогал наладить диалог между Минэкономразвития и Минфином, с мэтром всегда советовались...

Набиуллина выступать не стала, утирая слезы, положила цветы в изножье гроба. Затем подошла к Ирине Ясиной, присела, долго держала ее за руку... Они давно дружат, вместе учились. А Евгений Григорьевич был наставником нынешней главы ЦБ.

Большая жизнь

Ясин действительно был центром притяжения людей из самых разных сфер. Еще в детстве, когда в его родной Одессе мальчишки, затевая соревнования или драки, решали, кто будет судить, арбитром единодушно звали Ясина. Позже, уже в наше время, Евгений Григорьевич был членом СПЧ при президенте...

Он не сразу стал экономистом-теоретиком, поработал и «на земле» – по первому образованию Евгений Григорьевич инженер-мостостроитель. Но параллельно поступил на экономфак МГУ и в 34 года стал кандидатом наук, через 8 лет защитил докторскую, а с 1979-го – профессор.

Фото: ВШЭ

По поводу «шоковой терапии» во времена правительства Гайдара сам Евгений Григорьевич вспоминал: «Вместе с Григорием Явлинским мы начали работать над реформой по переходу к рыночной экономике. Мы прописали три варианта. Явлинский придерживался более радикальных изменений. Я выступал за умеренную политику. Потому что, честно говоря, было страшно. Я предлагал постепенное снижение доли госзаказа, увеличение доли рынка и либерализацию цен». Но потом ситуация оказалась слишком критичной, времени на умеренность уже не осталось...

«Он сам умел принимать ответственные решения, вообще принимать решения, что очень важно. На своем посту очень четко осознавал те позитивные и негативные последствия, которые могли наступить при том или ином решении вопроса. Он был хорошим управленцем, человеком, который готов брать на себя ответственность и делать то, что необходимо», – сказал о Ясине экс-глава ЦБ Сергей Дубинин.

А Алексей Кудрин назвал его одним из столпов перехода советской экономики к рынку. Ясин и правда гордился тем, что во многом благодаря его усилиям в России появилась рыночная экономика.

Главным же достижением считал создание ВШЭ. Хотя важных структур, рождение которых состоялось благодаря Евгению Григорьевичу, было немало. Так, в 1991-м он создал и возглавил экспертный институт РСПП (Российский союз промышленников и предпринимателей).

Был отличным дипломатом. Например, в 1992–1993-м был полномочным представителем правительства в Верховном Совете России. Кстати, на гражданской панихиде Андрей Нечаев, в то время министр экономики, рассказал, что из-за непростых отношений двух ветвей власти взаимодействие с «трудным» парламентом попросили взять на себя Евгения Григорьевича, зная о его способности найти общий язык с кем угодно.

Его привлекали к созданию «Стратегии-2020» – новой экономической программы, и еще много различных крупных проектов прошли через его руки, их можно долго перечислять.

При этом Евгений Григорьевич был невероятно прост в общении, хотя о его твердости ходили легенды. Так, известна история, как он, будучи министром экономики РФ, отказал мэру столицы Юрию Лужкову в выделении денег на строительство храма Христа Спасителя. Он, рассказывают, тогда сказал: готов передать собственные сбережения, но государственные средства – никак. В этом был весь Евгений Григорьевич.

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика