Сталин на них есть. Российское образование переходит на сталинские учебники
В стране набирает популярность обучение по cтарым учебным пособиям
В Новосибирске существует частная школа «А-класс», где детей учат по учебникам времён Иосифа Виссарионовича. «Собеседник» пообщался с основателями проекта и родителями учеников.
«Ликвидация безграмотности»
«А-класс» – только условно частная школа, по документам это досуговый центр, некоммерческое учреждение, у его создателей не было и нет цели на этом зарабатывать.
Необычный «класс» работает четвёртый год, его открыли две подруги – учитель начальных классов Наталья Захарчук и учитель биологии и химии Маргарита Мошкина. Маргарита, которая успела поработать в вечерней школе, воспитательной колонии и новосибирском вузе, не мечтала о своём учебном проекте, он родился от необходимости.
– Когда мои собственные дети начали учиться в школе, я увидела, что что-то идёт не так, и со временем утвердилась в этой смысли, – рассказывает Маргарита. – Глядя на учебники, написанные по ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт), понимала, что по ним нельзя выучить ни один предмет. Для этого нужна логика, последовательность изложения и понимание результата, но ничего этого в них нет.
Маргарита изучила форсайт-проект «Образование 2030», сайт Министерства просвещения и осознала, что цель государственной программы сегодня не общее образование, а создание «людей индивидуальных траекторий». Ученик получает знания по выбранным профильным предметам, остальное изучает обзорно, галопом по Европам.
– Это такая ликвидация безграмотности, выпадают и межпредметные связи, и сама идея образования. Мы учим человека чему-то одному, и он может делать только одно, исполнять одну функцию, – говорит она.
Проще говоря, в своей области человек компетентен, но в других вещах не разбирается, не умеет анализировать информацию и не имеет своего мнения. Таким человеком легко управлять, манипулировать.
– Как выучить зоологию за один урок в неделю, за 34 урока в год?! – возмущается Мошкина. – Или вот: в начальной школе практикуется система Эльконина – Давыдова, это подход, при котором используется фонетический разбор, когда сначала учат, как произносятся слова, а потом уже рассказывают правила написания. К нам приходят «жертвы» фонетического разбора, которые пишут «едит». Это неисправимо!
Долой «Логику»!
Маргарита и Наталья снимают для «А-класса» два помещения: одно в административном здании, другое – в части жилого дома. В обоих филиалах чуть больше ста школьников с первого по восьмой класс. В самом большом классе 15 человек, малоформатные классы – это принципиально. По словам Маргариты, когда на сорок учеников приходится один педагог, как в муниципальных школах, научить детей, уделить всем внимание невозможно.
С 1-го по 4-й класс учатся по учебникам 30-х годов, с 5-го класса – по учебникам 60-х. Маргарита объясняет, что во времена Сталина, когда боролись с массовой неграмотностью, были созданы лучшие программы и методики, написан знаменитый букварь Редозубова, учебники по русскому языку Костина и Поповой.
– Это был расцвет русской педагогики, и воспитывали тогда не индивидуалистов, а людей, которые служили бы государству, – говорит она. – После смерти Сталина был убран предмет «Логика», и с каждой новой реформой образование становилось все слабее.
Некоторые старые советские учебники – по арифметике, родной речи, русскому языку, истории Древнего мира – переиздаёт издательство «Сталинский букварь», другие Маргарита и Наталья отлавливают на «Авито» и у букинистов, что-то приходится ксерокопировать и заниматься самиздатом.
В «А-классе» преподают родители учеников с педагогическим образованием и нанятые учителя, которые готовы освоить старые советские программы. В среднем за одного ребенка родители платят по 12,5 тысяч рублей в месяц. Эти деньги идут на аренду и зарплаты учителям – кстати, весьма скромные по меркам муниципальных школ Новосибирска (зарплата директорского состава и вовсе 5 тысяч рублей).
Back in the USSR
В «А-классе» всё, как в старой доброй советской школе. Уроки идут по 45 минут, а не по 40, школьники занимаются пять дней в неделю. В классах есть дежурные, которые убираются и стирают мел с доски. Сейчас обычные школы к этому тоже возвращаются в рамках реанимированного трудового воспитания.
В «А-классе», в отличие от общеобразовательной школы, учитель – авторитет и даже немного диктатор.
– Если учитель сказал: «Дети, открываем тетради и пишем» – значит, они открывают и пишут, а не рисуют бабочек, – приводит пример Рита. – В современной школе учитель абсолютно бесправен, он даже не может сделать замечание на повышенных тонах.
В программе есть каллиграфия, риторика, на физкультуре ученики занимаются тхэквондо. Физрук – все та же Маргарита, кандидат в мастера спорта и обладатель чёрного пояса.
На уроках труда девочки учатся шить и готовить, все вместе дети выращивают на небольших участках цветы и овощи. Вместо «Разговоров о важном» – классные часы, посвящённые воспитанию.
– Если ребёнка поймала на нецензурных выражениях, он учит стихотворение «Бородино» и читает его в присутствии всей школы. Как правило, желание выражаться после этого пропадает, а если нет, он учит ещё одно стихотворение и обогащает свой лексический запас, – рассказывает Мошкина.
В школе нельзя пользоваться смартфонами, их либо убирают в сумку на весь день, переводя в беззвучный режим, либо кладут на стол учителю. Педагоги уверены, что смартфоны негативно влияют на развитие и мыслительные функции детей, некоторым родителям они советуют перевести ребёнка на кнопочный телефон.
В школе «по-сталински» отсутствует советская идеологическая составляющая: октябрята и пионеры, бюсты Ленина, барабаны в красном уголке и прочее. Фанатов коммунизма и Сталина там нет. Все, что хотят родители, которые приводят детей в «А-класс», чтобы те получили качественное образование.
У Евгении Рей дочь учится в восьмом классе, сын пошёл в третий.
– В общеобразовательной школе дочь получала пятёрки и грамоты, помощи не просила, и я не вникала, – рассказывает Евгения. – В пандемию детей отправили на дистанционное обучение, я стала разбираться и поняла, что у ребёнка есть трудности с пониманием текста, непонятно вообще, за что ей ставили пятёрки.
В городской школе, по словам Евгении, девочку обзывали, но она привыкла к буллингу, в «А-классе» у неё появились друзья, она стала проявлять лидерские качества, подтянулась по всем предметам, стала чётче формулировать мысли.
В следующем учебном году девятиклассники «А-класса» будут сдавать ОГЭ. Педагоги не сомневаются, что ребята справятся, ВПР (всероссийские проверочные работы) они сдают без проблем.
Мнение эксперта
Школы и классы, где дети обучаются по советским учебникам, стали активно появляться после пандемии, и сейчас это уже тренд. «Собеседник» спросил заслуженного учителя РФ, доктора педагогических наук Евгения Ямбурга, что он о нем думает:
– Это общий тренд «назад в СССР»: мол, там давалось все только хорошее. Я не буду хаять советское образование: сам его получал, в нем было много серьёзных вещей – фундаментальное изучение наук и т.д. С другой стороны, все, что касалось предметов идеологических, было откровенной ложью.
Здесь тонкая тема сочетания традиций и новаторства. Если мы будем держать их в равновесии, достигнем нужных результатов. А учебники сейчас разные. Есть и плохие, с ошибками. И нужно разрабатывать новые, где ошибок не будет.