«Наивная чукотская бабушка». В Якутске пенсионерка открыла бесплатную столовую
Больная раком Ирина Гузова, кормящая малоимущих три раза в неделю, не получает никакой поддержки от государства
Сюда со всего города приходят люди. Кто поесть – может, впервые за два-три дня, кто просто согреться, а кто в ожидании заветных пакетиков с овощными салатами и гречкой с бефстрогановом. Дома эту еду уже ждут дети и тяжелобольные бабушки с дедушками. Без неё они вряд ли выживут.
На градуснике – минус 54. Мороз. Да что там мороз – морозище! В школах Якутска занятия отменены – актированный день. Но за Ириной Борисовной приезжает машина, которая отвозит её на работу в столовую. А там – канализация замёрзла, вода тоже... Но людей-то надо кормить. И «бабушка Гузова» принимается за работу.
Нужно придумать, из чего приготовить обеды, где достать продукты, «на закуп съездить». Когда бывает совсем плохо со здоровьем, Ирина Борисовна ложится в больницу, и тогда обеды для малоимущих готовит дочь. «А обычно я сама все жарю-парю, – улыбается она. – Привыкла уже за столько-то лет».
Не стоит село без праведника
Благотворительная столовая Ирины Гузовой – первая и единственная не только в Якутске, но и во всей Республике Саха. Сама Ирина Борисовна мечтает, чтобы в каждом из 12 округов Якутска было такое же, как у неё, кафе, где мамы-одиночки, малоимущие пенсионеры, да вообще бедный люд мог бесплатно поесть и согреться.
– Но пока это только мечты, и, честно говоря, вряд ли они сбудутся, – вздыхает она. – Я, чтобы это-то кафе открыть, прошла семь кругов настоящего бюрократического ада! Была во всех министерствах и ведомствах, оформила горы документов. Хотя всё можно преодолеть при желании. Но проблема в том, что предприниматели сначала хотят денег и прибыли, а так с бесплатными столовыми не получается. Я сначала открыла кафе и стала кормить, а потом уже стали поступать финансы от спонсоров.
Местные чиновники пенсионерку-благотворительницу в упор, что называется, не видели. «Они как будто включили меня в лист игнора, – вспоминает Ирина Борисовна. – Не помогали совершенно. Ни на какие просьбы не реагировали, ни копейки за всё время не дали. Сидят там в городской Думе... Скинулись бы по тысяче, мне бы хватило целых три месяца людей кормить!»
Простые люди, наоборот, по словам пенсионерки-предпринимательницы, часто звонят и спрашивают, куда отправить деньги. Особенно в эти холодные зимние дни. Кто 5 рублей предложит, кто 25, а кто и тысячу не пожалеет. Недавно вообще прислали целых 50 тысяч! От кого – не сказали.
– Да много таких инкогнито, – улыбается Ирина Борисовна. – Есть один мужчина, раз в неделю привозит довольно дорогие продукты. Как зовут – не говорит, сказал: «Зовите просто раб Божий». Объяснил: помогаю, потому что вы мне даёте силы выживать.
Когда-то незабвенный Александр Солженицын сказал мудрую фразу: в России не стоит село без праведника. А ведь так оно и есть. Ирина Гузова – 63-летняя пенсионерка – посвятила благотворительности всю свою жизнь, вложила в неё все личные деньги. 15 лет назад начала помогать детскому дому в 15 километрах от Якутска, в который не ездили показательные делегации и который очень-очень нуждался. Потом открыла своё кафе, там по её распоряжению после рабочего дня бесплатно кормили малоимущих старушек. Поняла, что помочь старикам, кроме неё, некому. Государство знай талдычит: уровень бедности снижается, количество малоимущих сокращается. А они – вон, стоят у дверей её кафе каждый вечер, есть хотят. В общем, в августе 2017 года на базе кафе Гузова открыла в Якутске благотворительную столовую. И потянулись сюда бедные и одинокие со всего города – а как не потянешься, когда дома есть нечего...
60 тысяч обедов
Столовая «бабушки Гузовой» работает три раза в неделю. Люди в морозы сидят по 40 минут на автобусной остановке, чтобы приехать и получить бесплатный обед. Она не оставила своё дело, даже когда врачи обнаружили онкологию (четвёртая – неоперабельная – стадия рака). Решила, что будет работать до последнего, пока силы есть. «Это, как мой ребёнок, которого я родила и которого нужно вырастить», – говорит Гузова о столовой.
– Ирина Борисовна, вы верите в Бога? – спрашиваю осторожно.
– Да, верю, в храм хожу. Верю, что Бог меня спасает. Были времена – всё было плохо, нечем «коммуналку» платить, и денег на продукты нет. И вот неожиданно появляется спонсор. Я надеюсь, что ещё поживу, у меня на этой земле работы непочатый край!
Потом её лицо становится снова серым и грустным. «Я, как наивная чукотская бабушка, надеялась, что власти увидят мою инициативу и будут помогать. Зря ждала», – опять вздыхает она.
Я в унисон ей искренне не понимаю: ну почему? Почему государство благотворительную столовую, в которой кормятся сотни обездоленных – инвалидов, многодетных, матерей-одиночек и пожилых тяжелобольных людей – демонстративно не поддерживает? Ирина Гузова в северном городе практически одна шестой год бесплатно кормит малоимущих, устраивает для них в своём кафе праздники и вечера отдыха. За пять лет работы благотворительной столовой бабушка-пенсионерка (являющаяся, кстати, старейшей жительницей Якутска!) приготовила больше 60 тысяч обедов, накормила 5 тысяч человек.
– Да вам памятник пора уже ставить, – шучу.
– Ой, что вы... – отмахивается. – Свечку в церкви кто поставит за моё здоровье – уже спасибо. Оно мне сейчас ох как нужно.
Фейсконтроль
Когда год назад Ирине Борисовне поставили диагноз рак, дочь умоляла её подумать о себе, бросить работу, но всё было бесполезно. «Я просто не могу жить по-другому, понимаешь?» – ответила она. С тех пор Ирина Борисовна то лежит в больнице, то заставляет себя встать в 7 утра и ехать в кафе.
В благотворительной столовой, кроме хозяйки и её дочери, сотрудники в основном работают за деньги. Пенсионерка рассказывает: «Вот согласилась женщина помочь – убрать со столов, посуду помыть – плачу по 14 тысяч в месяц, повару – 20 тысяч. Лучше, конечно, приготовить самой, не так дорого обойдётся». Большие зарплаты платить кафе не может, ведь существует благотворительная столовая на поступления от спонсоров: сегодня в бюджете густо, завтра – пусто.
У Ирины Гузовой есть один принцип в работе: она кормит всех нуждающихся, всех людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, всех – кроме бомжей. Вот не уважает бездельников: руки-ноги в порядке – почему не работаешь? В столовой действует своеобразный фейсконтроль: «бабулечки и дедули», как называет подопечных благотворительница, приносят документы о материальном положении, бомжи же определяются по внешнему виду и поведению. Многих из них она знает лично, постоянно попрошайничают возле храмов и магазинов.
– К ним я плохо не отношусь, – пожимает она плечами. – Просто им не еда нужна, а деньги на выпивку. Однажды подала такому попрошайке кусок хлеба, так он швырнул его со злости мне в лицо. И кроме того, у местных бомжей есть приют, там их кормят и ночлег предоставляют. А многодетной, матери-одиночке где брать еду для детей, ей кто поможет?
Зимнее меню
Из-за нехватки средств столовая закрылась в прошлом году на месяц. С 11 сентября по 11 октября. Хозяйка думала: всё – денег больше не будет.
Но случилось чудо. Люди стали звонить, писать, помогать. Гузова сказала: «Ну что ж, будем работать, пока хватает ресурсов. И сил. А там видно будет!» И дела пошли. Сейчас в ставшей уже знаменитой столовой кормят по-прежнему горячими обедами три раза в неделю с 12 до 16 часов. Ирина Борисовна рассказала, что в меню непременно включает салат, по возможности из свежих овощей, «витамины на Севере – первое дело», суп с мясом или рыбой, второе тоже мясное или рыбное с гарниром, хлеб, чай с молоком и печенье с конфетами.
В столовой по-прежнему запланировано 10 праздников в году. В этот раз на Рождество 7 января пришли 49 ребятишек из многодетных семей, были и дети-инвалиды. Спонсоры привезли пакеты с фруктами, сладкие подарки и игрушки.
– Хороших людей в мире больше, чем плохих, – уверена Ирина Гузова. – Так когда-то мой отец говорил. Я поверила в эту простую истину и, несмотря ни на что, всю жизнь в неё верю. И пусть кто-нибудь попробует мне сказать, что я не права!
Оказать помощь столовой можно по телефону +7 914 274 39 42, Ирина Борисовна Гузова.