Женщины из страны ОЗ. «Собеседник» посетил клуб зависимых от любви
Даже ВОЗ признал «любовный недуг» заболеванием. Но бывает ещё хуже – любовная аддикция
Говорят, любовь – это болезнь. Даже Всемирная организация здравоохранения признала «любовный недуг» заболеванием. Но бывает ещё хуже – любовная аддикция, нездоровая зависимость от любви. Корреспондент «Собеседника» заинтересовалась этим явлением.
Мы бессильны перед нашими чувствами
Скажу честно, от любовной зависимости не страдаю, хотя других аддикций у меня навалом. Но я искренне сочувствую людям, которые страдают от любви: мечтают об объекте, который не разделяет их чувства, живут в плену иллюзий, не могут пережить расставание... Поэтому когда в интернете я наткнулась на сайт анонимных любовнозависимых, заинтересовалась.
«Некоторые зависимые от любви сохраняют неразделённую любовь к неподходящим людям. Некоторые зацикливаются на ней, когда влюбляются. Или попадают в зависимость от эйфории во время любовных отношений. Другие не могут оставить отравляющие отношения, даже если они в них несчастны, подавлены, одиноки, пренебрегаемы или в опасности. Некоторые зависимые от любви созависимы, а другие самовлюблены. Некоторые используют секс, чтобы управлять своими чувствами; другие испытывают отвращение к сексу. Что у всех нас общего – это то, что мы бессильны перед нашими искажёнными мыслями, чувствами или поведением, когда они касаются любви, фантазий и отношений», – сообщалось на сайте и предлагалось пройти программу «12 шагов» LLA (Love Addicts Anonymous – анонимные зависимые от любви), чтобы выздороветь.
Программа «12 шагов» появилась в США как способ борьбы с алкогольной зависимостью (известное сообщество «Анонимные алкоголики») и распространилась на другие зависимости – от наркотиков, еды, игр, секса и т.д. Одни считают, что «12 шагов» – это секта и бред, другие уверены, что это способ изменить свою жизнь к лучшему.
«Я без любви умру»
В пандемию встречи в анонимных клубах, как и многое другое, перешли в онлайн, там и остались. Прощайте, стулья, расставленные по кругу, и визуальный контакт, печеньки с чаем после собрания – здравствуйте, приложения для общения.
Собрание клуба проходило в телеграм-канале. После 12 часов дня на чёрном экране стали всплывать имена участниц. Участников-мужчин не было. Видимо, у них с любовной зависимостью лучше, чем у женщин. Хотя могу предположить, что они больше зависят от секса.
Ведущая встречи Елена начала с молитвы программы «12 шагов»: «Боже, дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить, мужество изменить то, что могу, и мудрость отличить одно от другого...» Девушка Аня, любовнозависимая, зачитала в чате программу общества, и началось самое интересное – в течение четырёх минут каждая участница рассказывала о своём опыте любовной зависимости и выходе из неё.
– Я не могу контролировать свои эмоции и чувства. Это вызывает у меня беспокойство и страх, но я работаю над собой, – первой взяла слово Мария. В её речи было мало конкретики, но «размыто» говорят многие участницы.
Оксана, которая мне показалась девушкой лет 25+, лица её я не видела (видеокамеру на собраниях не включают для анонимности – Ред.), была детальнее. Она уже 19 дней находится не в контакте с ОЗ (объект зависимости на сленге любовнозависимых – Ред.), у неё выросла самооценка, а когда её «накрывает», она молится – и ей становится лучше.
– Когда я влюблена, начинаю человека во всем контролировать, опережать события. Сейчас я не хочу влюблённости, хочу быть в зоне комфорта, я устала от этих стрессов, – резюмировала Оксана.
История 50-летней предпринимательницы Ольги, кажется, задела многих, в чате посыпались слова «поддержка», «идентификация» («чувствую то же самое» – Ред.). Ольга всю жизнь чувствовала себя сильной, целеустремлённой женщиной, у неё дома взрослая дочь с тяжёлой формой ДЦП.
– Первое, с чем я не могу справиться – это любовная зависимость. Здесь я бессильна, и это дурацкое чувство. У меня есть объект зависимости, от кого я хочу избавиться, но не могу. У меня не столько зависимость от одного человека, сколько от любви – без неё я умру. Но от мужчин столько боли, а от Бога столько любви! Мой ОЗ меня любит, но он женатый, и это самое страшное, что могло случиться со мной.
Не могла совладать с экстазом внутри
Всех взбодрила любовнозависимая Даша (на мой слух – лет тридцати). Мне она напомнила певицу Славу – смелая, решительная, с интересным низким голосом, ворвалась в чат как ураган. Про таких женщин думаешь, что они никогда не плачут. Даша уже два года ведёт борьбу с любовной зависимостью и побеждает.
– Я вспоминаю, как раньше действовала под воздействием этих чар. Эта наша тяга, одержимость, когда ты подчиняешь все одному мотиву, чтобы быть с человеком, чтобы он давал тебе понимание, слова, действия, а вся остальная твоя жизнь летит к чертям. Я выздоравливаю, изменилось моё отношение к себе. Я на многое забивала, травила себя сигаретами, перееданиями, не могла с собой совладать, с этим экстазом, который был внутри меня и жёг.
Другая зависимая, Юлия, поделилась, что понемногу учится не писать, не звонить, не доставать свой ОЗ, «не падать на дно» и что её притягивают похожие мужчины – красивые и холодные (чего уж тут, многие наступают на одни и те же грабли), и все её ОЗ слились в единый образ, единую болезнь.
У новенькой Гульнары история оказалась необычнее: она была замужем за своим ОЗ, алкоголиком и абьюзером, развелась и подсела на сайты знакомств. Так она обнаружила, что живёт иллюзиями и фантазиями: ещё не повстречалась с потенциальным бойфрендом из «Тиндера», а в голове уже вышла за него замуж и родила ребёнка. С сайтов Гульнара ушла и пытается обрести над собой контроль.
Любовнозависимые – это не только молоденькие девушки. Ирина после 26 лет любовной зависимости развелась с мужем. Весь брак супруг ей изменял, уходил и возвращался, лицемерил и лгал, а она все прощала. «Пока ещё состояние у меня очень тяжёлое, есть не могу, обратилась к врачам», – объяснила Ирина. Плохо, что она ещё и созависимая, муж – алкоголик, и всю совместную жизнь она боролась с его алкоголизмом.
Ирине не позавидуешь, мне больше понравилась позиция Татьяны, которая во всем винит своих бывших. Так приятно иногда свалить на кого-то неприятного груз ответственности за свои неудачи. Экс-бойфренд подходит. Я бы, правда, не делала из этой маленькой слабости большую проблему, но она думает иначе.
– Спасибо нам за то, что мы друг у друга есть, – сказала одна из участниц.
Собрание анонимных любовнозависимых мне напомнило своеобразный женский клуб. Можно плакаться на кухне у подруги о неудачной любви, можно носить в себе переживания, а можно рассказать об этом подружкам по несчастью в чате. И если стало легче – значит, работает.
Идти в «12 шагов» – лучше, чем не ходить никуда
В чем выражается любовная аддикция, чем она отличается от несчастной любви и может ли любовнозависимый сам вытащить себя из этого состояния, мы спросили клинического психолога Веронику Крайнову:
– Зависимые от любви – это люди, у которых определённым образом выстроена личность, когда недостаточно опоры на себя и не хватает личностной зрелости. Они ищут опору в другом человеке и поэтому попадают в зависимость от любви, когда «без него я не могу жить», «мне настолько плохо, что умираю». В случае отказа человек может пойти путём сталкинга и начать преследовать другого. Если же отношения начнутся, они не будут здоровыми. Там будут эмоциональные качели, много тревоги, попыток цепляться за партнёра, нарушения границ. Человек может потерять себя в этих отношениях. Несчастная любовь – это не всегда зависимость. Если человек устойчивый и взрослый, то он сможет поддержать себя и через это пройти.
Наилучший вариант с любовной аддикцией – обратиться к психологу. Терапия бывает не только индивидуальная, но и групповая, и это может быть более бюджетно. Идти в программу «12 шагов» – лучше, чем не ходить никуда, человек там встречает единомышленников и реализует потребность быть понятым. Но в этих группах нет профессионального психолога, это уже не является помогающим и терапевтичным.