«Сказали, что дадим добро, а потом не могли разобраться»: в российских городах объявлена война гаражам

Под снос идут сотни, а где и тысячи «ракушек» для автомобилей. В большинстве случаев действительно избавляются от незаконно установленных, уродующих дворы и мешающих жителям коробок. Но есть и другие примеры, отнюдь не столь однозначные

Фото: Андрей Струнин

Цифры

От дворовых гаражей чистят Липецк (316 убрали, владельцев ещё 465 ищут), Чебоксары (816 убрали, 138 уберут в 2022-м), Пермь (убрали в 2021-м 800, в нынешнем собираются сносить еще более сотни) и другие города. В основном это – самострой или заброшки. Но периодически возникают и скандалы.

  • В той же Перми было возбуждено дело о незаконном сносе 50 гаражей в районе Разгуляй.
  • С августа прошлого года в Ростове-на-Дону решили снести несколько гаражных кооперативах в разных районах, которые власти признали самостроем (всего 660 машиномест). Между тем, один из них находится на своём участке с 1976-го, по разрешению райисполкома, платит налоги, за свет и т. д. Люди обратились в суд.
  • В Москве разгорается скандал в Чертаново. В рамках благоустройства Битцевского парка власти предписали демонтаж 7000 машиномест. Владельцы одного из кооперативов уверяют, что он стоит в 70 м от леса, в то время как санитарная зона – 50 м, так что благоустройству не мешает. И что выбрасывать 7000 автомобилей во дворы, где и без того нет места для парковок – плохое решение.

Полоска земли вдоль забора

Мы отправились в Калугу, где, как и везде, беспощадная война с гаражным самостроем идёт уже некоторое время. И снесено немало гаражей, впихнутых ушлыми владельцами в мало-мальски пригодные для этого закоулки. А в новом списке подлежащих сносу до 20 января незаконно установленных гаражей один адрес заинтересовал: в районе улицы Валентины Никитиной владельцам предлагают самим снести 96 гаражей. Это, согласитесь, не самопальная будка, которую кто-то тихонько приволок во двор.

Улица эта находится на окраине города. Узкие заваленные снегом проезды, старые дома. Серый забор завода «Ремпутьмаш» (входит в холдинг СТМ – «Синара-Транспортные Машины» – Ред.), узенькая полоска земли вдоль него, достаточная лишь для того, чтобы впихнуть гараж. Ближайшая пятиэтажка – в метрах 30... Кому помещали гаражи, испокон века стоящие тут вдоль заводского забора?

Фото: Андрей Струнин

Между тем они признаны самовольными постройками. И под Новый год, 29 декабря 2021-го власти города предписали жителям снести их. Срок – до 20 января 2022-го. К чему такая спешка?

Ничейная земля

Идёшь вдоль гаражей, как сквозь строй. Заброшенные развалюхи, ржавые, но немало и добротных металлических. Расчёт приехать накануне «часа Х» оказался верным. В некоторых копошились люди.

Навстречу нам в сторону помойки шёл пожилой человек со старым огнетушителем и ящиком с мусором. Вынужденная генеральная уборка заставила его провести полную инвентаризацию содержимого гаража.

Фото: Андрей Струнин
Николай Шмелёв

– Тут дома и гаражи ещё со времён СССР, – рассказывает Николай Шмелев. – Разных организаций. Наш дом, геологоразведки, пожалуй, самый молодой, ему лет 40. Когда наша организация строилась тут, другие дома уже стояли: турбиновские, чуть дальше – казармы стройбата (их потом переделали в общежития, а из общежитий сделали многоквартирные). У военных тут был и клуб, и стадион…

У Николая Анатольевича машина есть – «жигули», «пятёрка», – но держит он её не здесь, а у племянницы в гараже, в другом городе, поближе к даче. Объясняет просто:

– Я всю жизнь крановщиком проработал, по городу ездить уже не могу. А на даче машина нужна.

Фото: Андрей Струнин

Гараж возьмёт его сын, отвезёт к себе на участок.

– У сына земля в собственности, там никто не заставит сносить гараж, – вздыхает Шмелёв. – Только почему надо все это зимой делать? Как на дачу-то проехать? Там же всё в снегу.

Он рассказывает, что люди ещё в советские времена пытались оформить гаражи. Но тогда не пошло:

– Сначала сказали, что дадим добро, а потом не могли разобраться, к какому предприятию относится эта земля, – объясняет Шмелев. – Потом, уже в новое время, люди обращались в городскую управу. И опять сначала сказали, мол, оформим. А потом вновь оказалось: земля никому не принадлежит. И опять не вышло.

Сейчас это муниципальная земля, и гаражи решено снести.

«Мы бы с радостью платили налоги»

Чуть дальше женщина выносит из гаража разные вещи и складывает в багажник авто.

– У меня муж инвалид, и мы искали жильё в таком районе, чтобы машину можно было ставить рядом с домом, – рассказывает свою историю Людмила. – Когда мы сюда переехали лет 10 назад, гараж уже был. Прежний хозяин квартиры просто передал ключи от него. Мы сразу же начали оформлять гараж. Но нам сказали, что этой земли как бы не существует. Так же отфутболили ещё одного мужчину, инвалида второй группы. А мы очень хотели взять землю в аренду. Почему нельзя? Мы и так, будучи на птичьих правах, тут убираем, дорогу чистим. А так бы ещё и налоги платили. Кому от этого плохо?

Люди предлагают выявить те гаражи, которые находятся в нормальном состоянии, где владельцы ответственные. А бесхозные и развалюхи убрать, остальные выставить вдоль забора и дать людям их узаконить, чтобы они могли платить налоги. Но их предложение даже не рассматривается.

– Люди должны подтвердить законность установки данных объектов, – отрезал в разговоре с «Собеседником» Александр Ходин, начальник отдела по контролю за землепользованием управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений городской управы Калуги. – Мы дали время, чтобы они представили документы. А дальше будем действовать по установленному порядку. Всё.

Мусор вывозили КамАЗом

Проходим ещё пару метров и оказываемся на небольшой площадке в 5 гаражей. У одного из них стоит фургон, куда двое мужчин грузят вещи.

Фото: Андрей Струнин
Владимир освобождает свой гараж. Он у него основательный - деревянный, обитый железом, на платформе

– Знаете, сколько тут эти гаражи стоят? – обращается ко мне тот, что помоложе. Он представился Владимиром. – Ещё до моего рождения. Мне сейчас 32, а когда было 16 лет, я тут свой мотоцикл ставил. А потом машину – «Жигули шестёрку»… Тут, кстати, рядом лежала огромная, метра в 2 высотой, куча мусора. Мы нанимали бульдозеры, КамАЗ, все вывезли. А вот тут (показывает на небольшую калитку) мы детскую площадку оборудовали, место для шашлыков. Люди с удовольствием проводят здесь время.

Фото: Андрей Струнин
На этом пятачке планируют построить котельную
Фото: Андрей Струнин
Детскую площадку и зону отдыха владельцы пяти гаражей на пятачке не только оборудовали, но и огородили

– На вашем пятачке хотят построить котельную, – сообщаю то, что узнала в администрации.

– Знаете, нам говорили, что по технике безопасности в этом закутке даже гараж не рекомендуется ставить: типа а вдруг завод загорится, а пожарная машина не сможет проехать? – с сомнением отвечает он. – Хотя там же не впритык к забору. Когда здесь казармы были, там и свет проходил, и даже теплица работала. Я бы с удовольствием за это место платил в бюджет, но никто ничего не знает, все руками разводят, хотя гаражи здесь основательные стоят, как видите.

Чуть поодаль – крошечный гаражик, где копошится пожилая женщина. Лидия Яковлевна некогда была учительницей младших классов, муж её преподавал музыку. Сюда переехали в 1970-м, когда он заболел. Гаражик этот – под мотоцикл – оставил её внуку сосед, который умер 7 лет назад. Внук сейчас в командировке, и Лидия Яковлевна пришла с чемоданом, чтобы спасти от разгрома нужные вещи.

Фото: Андрей Струнин
Лидия Яковлевна категорически отказалась фотографироваться, но гараж снять разрешила

– И почему все это так спешно зимой надо было делать? – удивляется она. – У нас же тут хрущобы, места нет, даже балконов в некоторых домах нет. Куда девать вещи? Хоть бы до весны отложили – на дачу можно было бы что-то отвезти...

Ещё женщина волнуется, что за снос гаража придётся платить.

– Так вон сколько объявлений развешено, что купят у вас гаражи, – говорю ей.

– Какое там, – машет рукой. – Внук звонил, они хотят бесплатно. А то и с нас ещё за вывоз денег взять.

«Для меня самое главное – котельная»

Удалось поговорить и с городским головой Дмитрием Денисовым.

Фото: соцсети
Дмитрий Денисов

Почему не выбрать более удобный для людей сезон? Отчего такая срочность?

– Строгость законов в России, как вы знаете, компенсируется необязательностью их исполнения. Эти сроки нужны, чтобы понять, кто является собственниками этих гаражей и начать с ними диалог.

Ну, общения-то, как я поняла, пока не было. А как вы собираетесь на этот пятачок впихнуть котельную?

– Есть современные блочно-модульные котельные, которые можно построить на этой территории. Мне важно, чтобы проектная организация начала работать. А для этого нужен доступ к земельному участку. Так что эта тема минимум на 1,5 года. И когда эта котельная будет построена, я себе с трудом представляю.

Старой котельной за забором не хватает?

– Она частная. Три года назад собственники направили городу уведомление, что прекращают теплоснабжение. Предлагают нам её купить, но это паровая котельная середины прошлого века постройки. Она нам не нужна: чтобы в неё вдохнуть жизнь, нужны сотни миллионов рублей.

Но пока не построим новую, будем заставлять котельную «Ремпутьмаша» продолжать работать. Впрочем, они плохо подготовились к зиме – на бойлере у них случилась авария. Мы вынуждены были вместе с заводом организовать срочную замену бойлера: дети школах мёрзли, я их отпускал домой.

В общем, если завод откажется от своей территории (что я представляю с трудом) то, может быть, мы и ослабим хватку. Но возможность легализации этих гаражей отсутствует.

Да, под гаражную амнистию они не подходят. Но почему не пойти людям навстречу и не обсудить с ними вариант размещения хороших гаражей вдоль забора и не дать им эту полоску земли в аренду? Она же под котельную точно не пойдёт.

– Мы никаких участков предоставлять не будем. Компромиссный вариант – строительство подъездной дороги и парковочные карманы.

Но открытая площадка – это не гараж. Даже колеса не оставишь.

– Ну, какой гараж в 21 веке? А где вещи хранить – это можно рассмотреть на общем собрании собственников жилья. Например, о том, чтобы на придомовом участке (или под домом) разместить нечто вроде хозпостроек.

Точка зрения

Вячеслав Лысаков, депутат Госдумы VII созыва, один из соавторов закона о гаражной амнистии:

– Формально это чистый самострой, и под амнистию не подойдёт. Но многое зависит от доброй воли местной власти. По здравому смыслу, они могли бы дать людям эту землю в аренду (понятно ведь, что у забора ничего не построишь). И люди были бы довольны, и город мог бы с этого копейку иметь.

Фото: соцсети
Вячеслав Лысаков

Возможен ли был массовый самострой в СССР?

Виталий Черников, в 1990-х городской голова Калуги:

– В каждом районе города был свой архитектор. В конце 1980-х я был главным архитектором Ленинского района. Так вот, отделы районных архитекторов выдавали разрешения на установку временных и постоянных гаражей. И за этим был очень серьёзный контроль. Думаю, люди там ничего не захватывали. Но, подозреваю, что сегодня ни у кого уже нет этих документов.

Фото: Андрей Струнин
Виталий Черников

Гаражная амнистия в цифрах

В Костроме с начала «гаражной амнистии» (1 сентября 2021-го) законную собственность на свои строения смогли оформить только 40 гаражевладельцев.

В Чувашии в 2021-м по «гаражной амнистии» зарегистрировали 11 гаражей и 87 земельных участков.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика