Роман Вильфанд: Кто выдумал, что в Крещенье должен быть мороз?
Научный руководитель Гидрометцентра России Роман Вильфанд о том, как синоптики проверяли правильность народных примет и что из этого вышло
– Существует такая уверенность, что именно в Рождество или в Крещение обязательно должны быть морозы. Подтверждается?
– Нет. Метеорологи разных городов это проверяли. Выяснилось, что за все 143 года инструментальных наблюдений крещенская ночь бывает и очень тёплой, и умеренной, и очень холодной – до 30° и даже 35°С мороза.
Если бы действительно в эти дни наблюдалось регулярное понижение температуры, то в усреднённом графике была бы небольшая такая ложбинка. Но ничего подобного – довольно ровный ход температуры в усреднённых графиках.
Кстати, я как-то общался с представителями церкви и они категорически не подтверждают утверждение, что в Крещенье должен быть мороз. Считают, что это суеверие. И впрямь трудно объяснить, почему именно в этот день у нас должно быть похолодание, когда само Крещенье проходило в тёплых водах реки Иордан?
И ещё один момент. Территория нашей страны настолько огромна, что трудно ожидать, чтобы везде именно в этот день температура вдруг понизится.
– Про морозы ещё много примет. Например, 19 декабря, в день зимнего Николы Чудотворца, тоже должны грянуть холода...
– Это мы тоже проверяли. И тоже примета не подтверждается, как и многие другие. Возможно, это связано с тем, что они формировались давно, когда была другая климатическая и экологическая эпоха?
Но, думаю, все же это не очень обоснованные утверждения, не более того.
Ещё раз повторю, что присутствовавший однажды на конференции священник сказал, что все это ересь. Потому что вера в приметы, в ничем не обоснованные утверждения, – это ересь для людей, которые истинно веруют. Я, честно говоря, был поражён. И поначалу подумал, что он ещё и против метеорологии, против прогноза. Но священник сказал: «Нет-нет, вы занимаетесь наукой, это совершенно другое дело. А вот вера в приметы, вера в то, что в какие-то дни обязательно что-то происходит с погодой, она должна быть чем-то обоснована. Но такое не прописано ни в богословских книгах, нигде».
– Но речь же не о религии, а про то, что в народе появилось выражение «крещенские морозы». Видимо, неспроста. Возможно, оно было обусловлено некими наблюдениями – ежегодно повторяющимися морозами примерно в районе 19 января?
– Я все-таки усомнюсь в этом. Представьте ситуацию. Отец говорит ребёнку: «Каждый год на Крещенье очень холодно». Для ребёнка отец авторитет, и он ему верит. И если морозы наступают в этот день, он это отметит про себя. А если не наступают, то это и пройдёт мимо сознания. Снова наступят в эти дни, опять отметит… Так расходятся приметы.
Если же говорить с профессиональной точки зрения, то мне трудно обосновать, почему именно в этот день должна вдруг понизиться температура.
– Хорошо, а если абстрагироваться от календарных дней и вспомнить приметы, связанные с природой. Например, если ягоды рябины пурпурно красные, то это к морозной зиме. Или после того, как черёмуха зацветёт, наступит похолодание. Эти приметы тоже не работают?
– Мы все это тоже проверяли. Никакой связи нет.
Кстати, четверть века тому назад примету про красную рябину и суровую зиму поверяли вместе с биологами. Метеорологи же не знали, в какие годы ягоды рябины были красными (они бывают и розовыми, и оранжевыми). Попросили помочь биологов. Они дали нам сведения – по Москве и некоторым другим городам. И мы по своим архивным картам сверились, какая же была зима в эти годы?
Так вот зима была разной – и очень суровой, и очень тёплой. Независимо от цвета ягод рябины.