Андрей Кураев прокомментировал слухи о преемнике Патриарха Кирилла

На Рождественской неделе в РПЦ состоялось одно назначение, которое вызвало любопытство общественности, увидевшей в назначенце преемника Патриарха Кирилла. Прокомментировать это событие мы попросили Андрея Кураева

Фото: АГН Москва

На Рождество в Храме Христа Спасителя в сан Патриаршего архидиакона был возведён Константин Барган, служивший до этого там же, но на ступеньку ниже — старшим протодиаконом, а ещё раньше (с 2009-го) протодиаконом при Патриархе. 

Такие назначения, как сан Патриаршего архидиакона, делаются, разумеется, с патриаршего благословения, и даются исключительно самим патриархом за особые заслуги перед церковью — как сказано на сайте РПЦ, «за усердное служение Церкви Божией». 

Особенный интерес вызвал тот факт, что такое назначение состоялось впервые за столетие — в последний раз сто лет назад в сан архидиакона в храме Христа Спасителя возводился Константин Розов, и к тому же принято считать, что церковник такого сана — возможный преемник Патриарха. Словом, это редкое событие сегодня вызвало предположение, что уроженец Молдовы Константин Барган рассматривается как будущий Патриарх. 

Нынешний патриарх Кирилл возглавил РПЦ в 2009 году, сменив на этом посту скончавшегося Алексия II. По уставу церкви, Патриарший престол может освободиться по трем причинам: если патриарх умер, ушел на покой, над ним идет церковный суд. 

Но, как бы там ни было, разговоры и пересуды о возможных патриарших преемниках не смолкают никогда, даже если действующий Патриарх вполне силён и состоятелен. Одно время на смену Кириллу уверенно прочили, например митрополита Тихона Шевкунова. И вот сейчас, с нынешнего Рождества, — новоназначенного патриаршего архидиакона Константина Баргана.

Насколько эти разговоры достоверны, «Собеседник» поинтересовался у богослова и проповедника церкви Андрея Кураева.

— Делать из этого назначения далеко идущие выводы — это, конечно, полный идиотизм. Только неграмотные люди могут искать в этом какой-то последовательный смысл и комментировать в том ключе, что сан патриаршего архидиакона автоматически означает преемничество, что он — ступень к патриаршеству. Это, разумеется, глупость. Такое — чтобы патриарший архидиакон стал преемником патриарха — было только однажды, в IV веке, и притом это был племянник действующего патриарха. То есть на протяжении одного века из двадцати в одной из стран было такое, да. Ну и что? Выводить из этого какое-то правило? Разумеется, нет.

Справка: 

Константин Барган родился в 1984 году в селе Конгаз Комратского района Молдавской ССР в семье рабочих. С 7 лет пел в детском церковном хоре. В 2003 году поступил в Московскую духовную семинарию, в 2011 году — в Московскую духовную академию. С конца 2009 года по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла Константин Барган стал служить при нем, будучи одновременно клириком Лавры. В 2013 году Барган возведен в сан протодиакона в Храме Христа Спасителя, еще чуть позже — в сан старшего протодиакона. Женат. Имеет четверых детей.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика