В Союзе профсоюзов объяснили, почему на владельца шахты Листвяжная не возбуждают уголовное дело
Генеральный инспектор труда Союза профсоюзов Сергей Храмов о том, почему происходят такие трагедии и какими должны быть зарплаты шахтёров
После взрыва на шахте в Кемеровской области Владимир Путин раскритиковал систему оплаты труда шахтёров и поручил обеспечить безопасность труда горняков. Будет ли какой-то толк от слов президента или постучит кулаком и забудет, «Собеседник» спросил генерального инспектора труда Союза профсоюзов России Сергея Храмова.
– Если будет сотрудничество с независимыми профсоюзами, тогда толк будет. Иначе всё опять спустят на тормоза, – ответил Храмов. – Беда не только шахтёров, но и всех наших работников в том, что система заработной платы в нашей стране основана на постановлении от 1986-го года, она сдельно-премиальная. Премирование, связанное с выполнением и перевыполнением плана, – это безобразие, это то, что заставляет работников трудиться в жутких условиях.
– Тогда какой должна быть зарплата шахтёра? 90 тысяч рублей – средняя зарплата на «Листвяжной». Это нормально?
– Заработная плата должна быть фиксированной и не должна зависеть от количества добытого угля и расположения начальства к шахтёру. 90 тысяч – это мало, это 1200 долларов. В странах, где доллары выпускаются, шахтёры и близко не подойдут к шахте за эти деньги. Там зарплата порядка пяти тысяч долларов. Мы должны дотягивать до этого: увеличение зарплаты в два раза приведёт к подорожанию угля всего на 3–4%. Прибыль, получаемая от продажи угля, несопоставима с зарплатой шахтёров.
– Арестовали директора шахты, его зама, начальника участника, но владельцу холдинга Федяеву обвинения не предъявлены. Почему хозяин ни за что не отвечает?
– Это вопрос не ко мне, а к гражданам, которые не думают, когда подходят к избирательным урнам. Выбирать надо власть, которая будет заниматься этими вопросами, а не вопросами обеспечения хозяина шахты более выгодными условиями и кредитами.