Гиганты ритейла объединяются, но цены растут совсем не поэтому

Два с половиной месяца назад завершилось объединение сетей «Магнит» и «Дикси».Эксперты прогнозировали: раз конкуренции на рынке меньше, то цены будут и дальше расти. Прошло достаточно времени, чтобы сделать выводы, влияют ли слияния гигантов на рост цен.

Фото: соцсети

Два с половиной месяца назад завершилось объединение сетей «Магнит» и «Дикси». Параллельно «Лента» купила Billa, а Яндекс начал переговоры с «Азбукой вкуса»...

Когда стало известно о сделке «Магнита» и владельцев «Дикси», эксперты выдвигали разные прогнозы, в том числе и о том, что раз конкуренции на рынке меньше, то цены будут и дальше расти. Прошло достаточно времени, чтобы сделать выводы, влияют ли слияния гигантов на рост цен.

Цены постепенно растут, и это факт, - говорит эксперт. - А что касается слияний гигантов, могу ответить на это только анекдотом про Красную Шапочку и серого волка. Волк встретил Шапку и говорит ей: «У нас с тобой всего два пути – либо слияние, либо поглощение». Вот в этой парадигме и происходят все слияния и поглощения.

Объединения, особенно сейчас, зачастую носят характер вынужденности. Если говорить про «Дикси», то, если бы эта сеть просуществовала еще некоторое время, боюсь, мы бы увидели, как ее владельцы обращаются к правительству с просьбой о помощи. Как, собственно, и владельцы ряда других компаний. Дело в том, что сейчас доходность ритейла становится уже близка к отрицательной. Чистая прибыль ритейла – всего процентов пять...

И когда я читаю про все эти бравурные закосы на предмет того, что увеличивается оборот, мне каждый раз хочется спросить: а можно про прибыль?

Или вот другой аспект. Сейчас все радуются: онлайн-торговля, уверяют, пошла в рост со страшной силой и якобы создание онлайн-канала – это офигительно доходное дело. Но давайте считать, так ли это. Заказ с 3 тыс руб. Средняя доставка обойдется от 300-400 рублей. Плюс комплектовщик (он тоже будет стоить не меньше 300-500 руб.)... И так далее. Короче, если внимательно просчитать все затраты, то минимальный заказ должен быть от 12 тыс руб., не меньше. И то такой заказ всю чистую прибыль сожрет. Но, как мы знаем, таких заказов нет. А это означает, что большая часть онлайн-каналов убыточна.

Полезно ли слияние (или поглощение) для потребителя? Вопрос же вовсе не в этом, а в том, что оно вынужденное. И другого варианта развития событий не будет.

Большая часть ритейловых компаний будет переходить под государственное влияние. Простите, и кто будет спрашивать потребителя? Он будет потреблять то, что ему родина скажет. И за ту цену, которую ему установят. У нас ведь сокращение ассортимента так и происходит – по воле отнюдь не бизнеса.

Я уже ни на что не жалуюсь. Исхожу из того, что, к сожалению, экономика стала управляться приказами. Это единственное, на что я могу жаловаться. А все остальное – производные от этой истории.

Между тем государство должно создавать жесточайшую конкуренцию, чтобы можно было стравливать ритейлеров, производителей, логистов, заставляя их бороться за кошелек потребителя, то есть за меня.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика