Квантовые сети и доставка еды к вагонам: РЖД XXI века
В преддверии Дня железнодорожника рассказываем, как меняется сегодня отечественный железнодорожный комплекс
По российским железным дорогам ежегодно передвигаются около миллиарда пассажиров. Каждому из них хочется, чтобы путешествие было комфортным. РЖД старается не только соответствовать современным высоким требованиям, но и опережать запросы. В преддверии Дня железнодорожника расскажем о том, как меняется отечественный железнодорожный комплекс в XXI веке.
Праздник с историей
День железнодорожника – первый российский профессиональный праздник. Его отмечают с 1896 года, и к этому времени в отрасли были заняты уже тысячи человек. Первый русский паровоз начали испытывать ещё в августе 1834-го, а через три года поезда стали курсировать между Санкт-Петербургом и Царским селом.
Затем стальные артерии потянулись от столицы во все уголки огромной страны. Железная дорога стала не только способом доставки грузов и пассажиров в различные города Российской Империи – она кормила и давала работу машинистам, кондукторам, обходчикам, сотрудникам станций.
Строительство самой протяжённой в мире железнодорожной магистрали – Транссиба – длилось четверть века. Ещё до того, как в 1916 году были проложены все 9 288 километров рельсов, дорога изменила страну: в восточные регионы России переехали более трёх миллионов человек. К этому же времени сформировался российский железнодорожный каркас.
Интересный факт: МЦК (Московское центральное кольцо), которым сегодня пользуются 190 миллионов пассажиров ежегодно, запустили в 1908 году. Тогда оно называлось Московской Окружной железной дорогой и перевозило рабочих и служащих прилегающих к ней предприятий. Правда, пассажиров в те годы было очень мало.
Сегодня российские железные дороги перевозят уже сотни миллионов пассажиров в год. В 2018-м количество поездок достигло 1,1 миллиарда. Спустя год этот показатель вырос ещё на 100 миллионов.
РЖД – крупнейший работодатель в нашей стране. Штатная численность сотрудников превышает 700 тысяч человек. Протяжённость путей – 85,6 тысячи километров. Подвижной состав холдинга насчитывает почти 167 тысяч грузовых и свыше 17,5 тысячи пассажирских вагонов дальнего следования, а также более 12 тысяч вагонов пригородных поездов.
Локомотив экономики
По российским железным дорогам в год перевозят более 1,2 миллиарда тонн грузов. Это почти половина всего отечественного грузооборота. Холдинг работает над повышением качества и объёма грузоперевозок. Так, например, в марте 2021 года завершилась электрификация участка ж/д магистрали в Забайкальском крае, соединяющей Транссибирскую магистраль и границу с Китаем.
«Электрификация участка повысит его пропускную способность, что позволит обеспечить рост объёма перевозок между Россией и Китаем», – подчеркнул генеральный директор – председатель правления ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозёров.
Важную роль в процессе развития железнодорожного комплекса играет цифровизация. Белозёров запустил программу внедрения «цифры» ещё в 2017 году, и под его руководством РЖД стала одной из первых компаний в мире, приступивших к разработке беспилотных технологий. Сейчас на МЦК испытывают «Ласточку» на автопилоте. Современные системы автоведения, включая «умное зрение», лидары и инфракрасные видеокамеры, позволяют обходиться без машиниста. Задача локомотивной бригады – вывести подвижной состав на маршрут и с маршрута, а также вовремя открывать и закрывать двери вагонов.
«Цифра» проникает и в другие сферы деятельности компании. Например, на Октябрьской железной дороге (ст. Лужская) внедряют интеллектуальные системы технического зрения и управления маневровыми локомотивами и инфраструктурой. Проект получил название «Цифровая сортировочная станция».
Железная дорога должна будет стать полностью цифровой уже в обозримом будущем. Олег Белозёров подчёркивает: Big-data, технологии виртуальной и дополненной реальности, интернет вещей, блокчейн, искусственный интеллект – всё это задействуют в работе компании. Производственные и управленческие процессы будут отражаться в информационной системе. Передовые цифровые технологии позволят оценивать эффективность работы всей системы в онлайн-режиме, прогнозировать и моделировать возможные события.
Ещё одна задача, над которой сегодня работает РЖД, – повышение качества связи и транспортной доступности между регионами. В июне 2021 года холдинг запустил первую квантовую сеть, соединяющую Москву и Петербург. Её преимущество – беспрецедентная безопасность: ключи шифрования генерирует лазерная установка спутанных фотонов. Взломать или скопировать их невозможно.
Первый в российской истории квантовый звонок Олег Белозёров совершил 8 июня, связавшись по видеоконференцсвязи с губернатором Санкт-Петербурга Александром Бегловым и заместителем председателя Правительства РФ Дмитрием Чернышенко. Глава РЖД подчеркнул: на строительство 700 километров квантовых коммуникаций ушёл почти год. В ближайшие три года холдинг планирует возвести ещё около семи тысяч квантовых сетей, применяя только отечественные технологии.
«Квантовая сеть – абсолютно новый уровень защищённости, новая доверенная среда, обеспечивающая высочайший уровень безопасности», – отметил Белозёров.
За цифровизацией, контейнеризацией, высокоскоростным и беспилотным движением – будущее российских железных дорог, подчеркнул Олег Белозёров, выступая на ПМЭФ-2021.
Чистый транспорт
Ещё одна приоритетная задача холдинга – повышение экологичности железнодорожного транспорта. РЖД строит своё развитие на базе принципов ESG, которые предполагают вовлечение компании в решение экологических, социальных и управленческих проблем.
Осенью 2020 года Российские железные дороги впервые разместили бессрочные «зелёные» бонды объёмом 100 миллиардов рублей. Этот деловой инструмент применяют для финансирования экологических проектов. Это было первым рыночным размещением «зелёных» облигаций в России для государственного корпоративного заёмщика с наивысшим кредитным качеством.
Ещё один пример экологичного подхода в работе РЖД – экономия электроэнергии. Олег Белозёров рассказал: «Мы нашими локомотивами рекуперируем энергию, возвращаем в контактную сеть при торможении. 6% потреблённой энергии возвращается назад. Этого хватило бы для обеспечения Псковской, Новгородской или Магаданской областей».
Уровень сервиса
Это, пожалуй, одно из самых очевидных для пассажиров изменений в российском железнодорожном комплексе. Обновляется подвижной состав: появляются вагоны, оборудованные кондиционерами, душевыми кабинами, USB-разъёмами для зарядки гаджетов и системами очистки и обеззараживания воздуха. Билет можно купить а сайте или в приложении и сразу же заказать себе питание.
С 2015 года в стране реконструировали и построили десятки вокзалов. Их оборудуют по всем современным требованиям: безбарьерная среда, комфортные залы ожидания, понятная и удобная навигация, соответствие строгим требованиям безопасности.
В мае 2021 года Белозёров заявил: РЖД планирует заменить вагоны-рестораны сервисами по доставке еды. «Вагон-ресторан воспринимаю как нечто дорогостоящее», – пояснил глава холдинга. Они останутся только в фирменных и туристических поездах.
Олег Валентинович Белозёров считает, что пассажирам нужен иной сервис питания. Он рассказал, что компания разрабатывает новую концепцию вагонов-ресторанов и линейку продуктов, которые будут предлагать пассажирам. У них должен быть выбор: разогреть еду в своём вагоне или заказать её прямо к поезду через смартфон.
«Без людей железо работать не будет»
В этом уверен глава Российских железных дорог. Олег Валентинович Белозёров подчёркивает: никакие машины и цифровые технологии не могут полностью заменить человека. Есть целый ряд задач, для решения которых нужны руки и голова.
Сотрудники РЖД, в свою очередь, должны быть готовы к внедрению инноваций и знать, как пользоваться передовыми технологиями. Холдинг уже подготовил 00 лидеров цифровой трансформации, которые займутся обучением коллег в регионах. Обучение ведётся на всех уровнях и этапах, начиная с кванториумов и Детских железных дорог, заканчивая уровнем руководителей подразделений.
«Следующий и основной этап – систематизация работы Российских железных дорог, поэтому обучение имеет важное значение для реализации планов цифровой трансформации», – отметил Белозёров.
Это лишь небольшая часть тех изменений, которые произошли с ОАО РЖД с 2015 года – после того как железнодорожный холдинг возглавил Белозёров. В марте 2021-го премьер-министр Михаил Мишустин продлил срок его полномочий ещё на пять лет.