Из князей в святые: 800 лет со дня рождения Александра Невского

Член-корреспондент РАН – о том, чего мы еще не знаем о великом князе и проекте «Александр Невский: Великий Северный путь»

Фото: Global Look Press // в статье: Новгородский государственный музей-заповедник

В этом году исполняется 800 лет со дня рождения легендарного полководца.

О том, чего мы еще не знаем о князе, и о проекте «Александр Невский: Великий Северный путь» беседуем с директором Санкт-Петербургского института истории РАН, членом-корреспондентом РАН Алексеем Сиреновым.

Алексей Сиренов // фото: Андрей Струнин

Когда переносили мощи, мост рухнул

Почему «Северный путь»?

– Поскольку Александр Невский – первый российский правитель, который сделал Север доминирующим вектором государственной политики. Именно это и привело к тому, что в XVIII в. он стал национальным героем.

Мы хотели посмотреть на Александра Невского свежим взглядом. Ведь это человек, чье влияние на историю сказалось не только в XIII в., но и в XV в. (тогда он олицетворял для Новгородской и Псковской республик борьбу с западной экспансией), и в XVI в. (в этот период память о князе была важна как веха династической истории), и в XVIII в. (Петр I позиционировал его как своего предшественника в продвижении на северо-запад), и дальше…

Планируется грандиозное мероприятие – с апреля по декабрь, в нескольких регионах страны. Что это будет?

– В этом проекте объединились наш институт, три крупных музея – Новгородский, Владимиро-Суздальский музеи-заповедники и Музей истории Санкт-Петербурга, партнером выступает компания «Норникель». Это будут не только выставки и конференции с участием международных экспертов. Но также коллоквиумы, посвященные в том числе краеведческим аспектам культурной памяти о князе. Совместно с издательством «Росспэн» мы планируем выпустить альбом «Реликварий Александра Невского». И создать два документальных фильма – про то, как снимал свой знаменитый фильм Эйзенштейн, и про то, как в XVIII в. переносили мощи Невского из Владимира в Петербург. Съемочная группа пройдет тем же путем. Кстати, при перенесении мощей в одном месте рухнул мост, и, как следует из документов, саркофаг оказался в воде.

Новгородская выставка будет в основном об Александре Невском как о князе, о его эпохе. Владимирская – о нем как о святом. А выставка в Петропавловской крепости будет посвящена последним трем столетиям, заканчивая Великой Отечественной войной. Там полководец будет представлен как национальный герой.

Шип ледоходный XII в. (Неревский раскоп)

Останки Невского горели

Когда Невский стал святым?

– Он – один из первых князей, кто принял монашество перед смертью и именно поэтому был похоронен в монастыре, а не в городском соборе. Интересно, что сразу после смерти было написано его житие и до XVIII в. его почитали именно как монаха, а не как князя. Его княжеские изображения были только на генеалогических древах – как предка московских царей. Официальная же процедура канонизации на Руси была принята только в 1547-м, и вот тогда-то и были канонизированы многие святые, в том числе Александр Невский.

В 1491-м монастырь, где был похоронен князь, горел. Выходит, его гробница уцелела?

– Трудно сказать. В летописях есть известие, что тело Александра Невского сгорело (заметьте: тело, не мощи, он еще не назван святым!). И к слову, именно из этой записи мы можем понять, что его почитали во Владимире: если бы это была просто закрытая гробница, никто бы и не понял, чьи останки сгорели.

Если сгорели, то чьи же мощи лежат в саркофаге?

– Видимо, что-то все же уцелело. По крайней мере в конце XVI в. появилась новая редакция жития Александра Невского, и там сказано: мощи князя чудесно спаслись. Есть и еще одно свидетельство: когда в 1550-м Иван Грозный посетил гробницу своего предка, священник из его свиты увидел, что в саркофаге большая трещина, просунул в нее свою больную руку – и она исцелилась. В общем, князя почитали как местного святого, во Владимире фиксировали чудеса исцеления… Так продолжалось до конца XVII в.

И что случилось в это время?

– В окружении тогдашнего Патриарха Адриана был ризохранитель Боголеп (родом из Владимира). Некогда он дал обет изготовить новый саркофаг для останков Александра Невского. И выполнил его – заказал на свои средства гробницу, куда в 1697-м торжественно и переложили мощи. С этого времени в общем-то и вспомнили о князе.

Печать княжеская Александра Ярославича

Путь в Петербург

Как связан новый саркофаг со всероссийским почитанием?

– Все началось через несколько лет после этого, с Петра I. С момента, когда царь задумал основать новую столицу. Было объявлено: Троицкий монастырь (позже стал известен как Александро-Невская лавра) заложен как раз на том месте, где, по преданию, князь разбил шведов. Хотя это совершенно не то место, но идеологически надо было показать преемственность: новая столица – именно там, где еще 500 лет назад шведов бил Александр Невский, а потом и Петр I. А после заключения Ништадтского мира в 1721-м император решил перенести мощи полководца в Петербург. С этого времени почитание Невского приобрело общегосударственный характер.

Был издан указ, запрещающий изображать Александра Ярославича в виде монаха, а только в княжеском обличье. Началось прославление князя как государственного деятеля.

Орден Александра Невского появился тогда же?

– Чуть позже. Он действительно был задуман Петром, но учредила его Екатерина I. Орден имел высокий статус – им награждали военачальников, государственных деятелей…

А Екатерина II в честь князя назвала старшего внука, тем самым заложив традицию – из 6 российских императоров 3 носили это имя, соответственно имели покровителем св. Александра Невского. И в XIX в. многие из храмов, активно возводившихся в это время, в том числе в столицах Европы, были посвящены именно ему.

Занятно, но имя князя стремились привязать практически ко всему. Даже основанное в конце XIX в. общество трезвости носило имя Александра Невского.

Орден Александра Невского № 23250 Пялисова А.П., 1943 год

Торопец и его икона

Каждый хотел «кусочек» Невского?

– Да. Уже с XVIII в. в разных городах появляется ряд легенд. К примеру, в Старой Ладоге гордятся полем, где князь сражался со шведами. Он там и правда бывал, но со шведами не сражался.

Впрочем, гораздо более показательна другая легенда. Мало кто помнит, что город Торопец также был уделом князя, он унаследовал его от своей матери – княгини Феодосии. И именно тут Александр женился на полоцкой княжне. Собственно, больше мы ничего о Торопце в жизни князя и не знаем.

В XVIII в. Торопец вдруг оказался, говоря современным языком, на волне успеха. Город рос, строился, местные купцы участвовали во внешней торговле…

И вот, видимо, торопчанам показалось мало успеха в бизнесе, появилась легенда об иконе. Дело в том, что там хранилась древняя икона Богоматери. И вдруг стали говорить: это личная венчальная икона Александра Невского, та самая, которую привезла с собой невеста князя.

А это так и было?

– Да что вы! Это икона XIV в. и к Александру Невскому никакого отношения не имеет. Но это мы сейчас уже точно знаем, а тогда – древняя и древняя… Она в Торопце очень почиталась, местный учитель рисования даже сделал с нее список и отослал в Петербург Александру III (сейчас он хранится в Эрмитаже). А якобы венчальную икону-оригинал после революции передали в Русский музей.

Не та ли это икона, которую в 2009-м передали в один из храмов Подмосковья? И которую должны были вернуть в музей в 2011-м, но так и не вернули...

– Та самая. Инициатором «переселения» иконы из музея в коттеджный поселок «Княжье озеро» считается один крупный бизнесмен. Видимо, он считал своим покровителем Невского, вот и постарался. Эксперты осматривали ее после нескольких лет пребывания на новом месте и зафиксировали начавшиеся проблемы…

Но, повторю, не имеет эта икона никакого отношения к Александру Невскому. Да, она древняя, ценная, это яркий образец псковской школы XIV в. Но при чем тут князь? Все это, к сожалению, результат легенд XVIII в., традиции уже более нового времени, когда мало просто знать о каком-то герое прошлого, а важно прикоснуться к нему через что-то.

Икона (клеймо рамы-киота). Битва св. Александра Невского с Биргером. XVIII в

Многое из того, о чем я рассказывал, можно будет увидеть на наших выставках.

Рассказывает Алексей Сиренов:

Считается, что у князя было несколько жен. На самом деле неизвестно, сколько их было. Я склоняюсь к мысли, что у него была одна супруга: известия о второй и третьей появились лишь в XVI–XVII вв. С большой долей уверенности предполагаю, что речь идет об одной и той же женщине.

В конце 1990-х археологи из Эрмитажа проводили раскопки Рождественского монастыря во Владимире. Руководил ими Олег Михайлович Иоаннисян. Они нашли остатки первоначальной гробницы Александра Невского, еще XIII в. Сейчас эти материалы будут опубликованы.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №12-2021 под заголовком «Александр Невский проложил Великий Северный путь».

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика