Может ли бизнес помочь в борьбе с отходами

Переработанные отходы могут дать неисчерпаемый простор для бизнеса и практического применения

Фото: Global Look Press

Переработанные отходы могут дать неисчерпаемый простор для бизнеса и практического применения. Из них изготавливают произведения современного искусства, посуду, обувь, одежду, велосипеды и многое другое. Но чтобы обретение второй жизни для мусора приобрело глобальные масштабы, необходимо, чтобы с отходами грамотно обращались не только жители городов, но и корпорации. 

Рашид Исмаилов, председатель Общероссийской общественной организации «Российское экологическое общество», уверен, что в этом вопросе прежде всего необходимо участие государства: «Основная проблема с точки зрения обращения с отходами в нашей стране заключается в промышленных отходах, в целом их доля по разным оценкам составляет порядка 95%. Предприятия сегодня не заинтересованы в том, чтобы свои отходы отдавать на переработку. Огромные территории завалены отходами производства и это, конечно же, потенциально очень большая угроза для загрязнения воздуха, водных объектов и почвы. Поэтому внимание государства должно быть сконцентрировано именно на этом. Одна из основных проблем, почему у нас не решаются вопросы, связанные с ликвидацией отходов производств, предприятий, это неурегулированное законодательство. Необходимо разработать соответствующий законопроект. Когда он вступит в силу, ситуация изменится». 

Чтобы заняться внедрением и развитием экологического подхода к мусору, у современных компаний есть несколько причин. Во-первых, такой подход – это драйвер новых технологических решений, которые, помимо своего прямого назначения могут привести к экономии затрат и ресурсов. Во-вторых, это зачастую требования инвесторов, которые тщательно следят за репутацией компании и ее привлекательностью для вложений с самых разных точек зрения. В-третьих, уровень сознательности граждан все больше повышается, и потребитель выбирает социально и экологически ответственные предприятия – как в магазине, так и в качестве потенциального места работы. 

Например, в Китае компаниям, загрязняющим воздух и окружающую среду, ограничивается кредитование. IKEA запустила в России программу по приему ненужного текстиля. Adidas выпускает кроссовки из переработанного океанического мусора, а H&M запустил линейку продукции из переработанных материалов. Расходы РЖД на природоохранные мероприятия составляют несколько миллиардов рублей в год. К счастью, подобных примеров достаточно много.

Новый вид бизнеса: эко-стартапы

Набирает популярность и новый тренд в предпринимательстве: эко-стартапы. Причем они становятся популярны как за рубежом, так и в России. Например, в Нижнем Новгороде в компании «Экопак» придумали, как сделать полностью разлагаемую пленку – это стало возможным, поскольку продукт состоит из крахмала и других натуральных материалов, которые под воздействием природных факторов быстро разлагаются и не причиняют вред окружающей среде. Стартап «Посади лес» представляет собой мобильное приложение, где можно сделать пожертвование на посадку леса в том регионе, который пострадал от пожара или стихийных бедствий. 

Краснодарская компания «Bonaka» разработала экологичную во всех отношениях технологию очистки труб и оборудования от накипи и отложений. Интересна суть этой необычной биотехнологии: ее основу составляют модифицированные штаммы молочнокислых бактерий, которые способны растворить отложения, не всегда доступные даже химическим реагентам. 

В Санкт-Петербурге стартап Geovita разработал и выпускает посуду из кукурузного крахмала, сахарного тростника, пшеничной соломы и пальмового листа. Такую посуду даже можно греть в микроволновой печи и замораживать. А стартаперы из Гонконга – компания Tabby EVO – практически совершили революцию в автомобильной промышленности: они разработали электромобили с открытым кодом. Таким образом электромобиль можно собрать даже в домашних условиях, причем всего за один час. Бразильская компания Muzzicycles предложила рынку модель велосипеда, в котором рама сделана из двухсот переработанных пластиковых бутылок. При этом дает гарантию на велосипед 100 лет.

Так компании пытаются решить сразу несколько проблем – переработку отходов и предоставление продукции и услуг нового уровня, в котором на первом месте стоит забота о природе и достаточном количестве ее ресурсов для последующих поколений. 

Зачем предприятиям нужна переработка отходов

Максим Гликштерн, директор по продажам компании ResinexRus, крупного поставщика полимерных материалов, уверен, что в деле корректного обращения с отходами для компаний главное не забота об экологии, а экономический фактор: «Все производители изделий из пластмасс стараются переработать все свои отходы производства, а то, что не могут переработать, продают или утилизируют. То есть всеми возможными способами стараются минимизировать процент отходов. Поэтому здесь движущий фактор отнюдь не экология, а экономика». 

С ним не согласна Оксана Свешникова, заместитель генерального директора АО «Ростеставрация»: «С темой грамотного обращения с отходами я знакома достаточно хорошо, поскольку меня волнует состояние экологии в нашей стране и в мире как сейчас, так и в будущем. Сама вот уже несколько лет сортирую отходы и рассказываю о своем опыте друзьям и коллегам. И мне импонирует подход компании, в которой я работаю, к проблеме переработки и утилизации мусора. Для сотрудников мы проводим различные просветительские и волонтерские акции и мероприятия, вовлекая их и повышая осведомленность о проблеме. В офисе отказались от использования пластиковой одноразовой посуды, все сотрудники не просто выкидывают ТКО, но сортируют их.  Может быть, сегодня эти действия кажутся обыденными и малозначительными, но я уверена, что со временем эффект станет синергетическим и мы тоже внесем свой вклад в защиту природных ресурсов».

На данный момент каждое предприятие по-своему решает проблему утилизации мусора. Кто-то ищет новые высокотехнологичные решения, кто-то пытается оптимизировать затраты. Главное, чтобы эти действия в целом помогли улучшить состояние современной экологии. 

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика