Не дать пропасть вчерашним детям: Как в Перми поддерживают выпускников детдомов

Сотрудники благотворительной организации «Дом» делают все возможное, чтобы дети, не нашедшие любви дома, не потерялись в жизни

Фото: Тоня и Наталья // фото в статье: архив ПОБО «Дом»

Бывают ситуации, когда ребенок становится круглым сиротой при живых родителях. Бывает, когда детский дом безопаснее, чем семья. Бывает, когда совершенно посторонние люди заботятся о ребенке больше, чем самые родные.

Так бывает…

Сотрудники пермской благотворительной организации «Дом» делают все возможное, чтобы дети, не нашедшие любви у родителей, не потерялись в собственной жизни.

Просила милостыню вместо уроков

– С раннего детства я оказалась в доме малютки города Кудымкар, потому что родители были в тюрьме. Когда мне было 8 лет, мама восстановила родительские права и забрала меня в Пермь, – рассказывает 27-летняя Тоня, студентка педагогического колледжа в Перми.

Когда-то ей помогли волонтеры добровольного благотворительного объединения «Дом», и теперь она сама принимает активное участие в жизни организации и ее подопечных.

Справка

Пермская региональная общественная благотворительная организация помощи детям «Дом» работает с 1996 года. Сотрудники фонда помогают детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, оставшимся без попечения родителей, а также учреждениям, в которых они находятся.

Всего организация реализует 8 благотворительных проектов – и в каждый из них нужны волонтеры. Ежегодно помощь получают порядка 250 воспитанников детских домов, 49 малоимущих семей, а «Клуб приемных родителей» посещают 25 семей.

– Жизнь с мамой оказалась не такой, как я представляла, – продолжает Тоня. – Я пошла в школу, но часто прогуливала, потому что мама заставляла просить милостыню возле мужского монастыря, так как денег всегда не хватало. Дома были постоянные пьянки и разные незнакомые мужчины. Когда стала постарше, одноклассницы посоветовали уйти из дома. Я и так часто ночевала где придется. И мы решили, что будет лучше, если нас заберут в приют. Меня вместе с моими двумя младшими братьями-погодками (тогда им было 3 и 4 года) забрали в приют для несовершеннолетних.

В приюте девушка познакомилась с волонтерами фонда «Дом», которые приходили к ним раз в неделю.

– Сначала я присматривалась и делала вид, что меня не интересует все, что они делают. Демонстративно убегала и хлопала дверью. Меня зацепило, что они не отставали от меня, а продолжали пытаться найти контакт со мной и искренне хотели помочь.

Вовремя появились старшие подруги

Когда Тоне исполнилось 17, она выпустилась из детского дома: не готовая к жизни, без особых целей и планов, даже не зная, куда идти. Увы, такое часто случается с бывшими воспитанниками детских домов. За год самостоятельной жизни у девушки накопилось много вопросов, которые совершенно некому было задать. Копились и проблемы. Несколько раз она была на грани и хотела покончить с собой.

Очень вовремя в жизни Тони появились Юлия Слепкова и Наталья Кокшарова – сотрудники пермской общественной благотворительной организации «Дом». Они стали для девушки ближайшими подругами, наставницами и помогли найти ответы на самые наболевшие вопросы.

Тоня и Юлия

– С Наташей мы познакомились еще в приюте, куда она приезжала с занятиями. Теперь мы стали встречаться чаще, она познакомила меня с Юлей. Они обе стали направлять меня в правильное русло. Вместе мы проводили много времени, беседовали обо всем – я получала поддержку и заботу, которой мне так не хватало, – рассказывает девушка.

Юлия помогла бывшей детдомовке решить проблему с получением жилья от государства: процесс был непростой, и если бы мать Тони не лишили родительских прав, то девушке пришлось бы вернуться домой или жить в общежитии.

– До карантина мы еженедельно на протяжении многих лет приходили в детские дома в Перми, занимались с ребятами – проводили мастер-классы, уроки, – рассказывает Наталья, учитель английского языка, которая уже 4 года работает в «Доме». – И знаете, кто-то из воспитанников не идет на контакт, а Тоне нужна была поддержка – и она тянулась к нам, это было видно.

Сейчас Тоня нашла временную работу – фасовщицей, учится в педагогическом колледже и сама стала волонтером «Дома».

– Я помогаю своим родным братьям и сестрам, которых у меня семеро (старший брат девушки забрал к себе из детского дома младших детей. – Авт.), участвую в благотворительных проектах «Дома». И я точно могу сказать: наставничество меняет жизнь детей-сирот, – делится Тоня. – Наташа и Юля терпели мои выходки, о которых мне сейчас стыдно вспоминать. Я бывала грубой и вспыльчивой, могла резко ответить. Но я чувствовала, что меня не отвергают и принимают такой, какая я есть. Это помогло поверить в себя и начать меняться.

Теперь Тоня помогает сестрам и братьям. Их семеро

Всегда поддержат

– Истории жизни детей-сирот, к сожалению, часто похожи: дефицит родительской любви с самого раннего возраста, отсутствие значимых близких связей, и поэтому в них больше проявляется агрессии, жестокости, грубости, недоверия. В большинстве случаев все это соединяется с неуспехами в школе, повышенной тревожностью и утомляемостью. Это далеко не полный список того багажа, с которым ребенок, лишенный семьи, выходит во взрослую жизнь. Без всякой опоры, – рассказывает Наталья.

Зачастую ребятам нужна помощь и в мелочах: некому объяснить даже то, как работает портал «Госуслуги», чтобы оформить документы. А недавно у «Дома» появился проект «Тайный друг»: на протяжении месяца будущие волонтеры переписываются с воспитанниками детских домов, а бумажные письма адресатам, как почтальоны, разносят сотрудники организации.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник+» №12-2020 под заголовком «Не дать пропасть вчерашним детям».

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика