Скованные одной трассой: дома тысяч владимирцев оказались на пути платной дороги
Sobesednik.ru пообщался с жителями Владимирской области, чьи жизни резко изменило строительство платной трассы Москва – Казань
Сотни миллиардов на стройку трассы Москва – Казань уже разделили короли госзаказа: Геннадий Тимченко и Аркадий Ротенберг. Корреспондент «Собеседника» на месте пообщался с опасающимися за свое будущее жителями Владимирской области, чьи дома и дачи оказались на пути платной дороги.
Дома с видом на трассы
Подъездная к Владимиру дорога окружена защитными экранами. За ними – жилые дома. Перед ними – забор, гордо украшенный логотипами Росавтодора. Это – автодорога «Волга» (она же М7), построенная от Москвы до Уфы. В ближайшие годы неподалеку может появиться еще одна трасса, только уже платная.
– Трасса пройдет непосредственно по Владимиру, это можно увидеть на картах. В ее маршрут попадает Мостострой – микрорайон в Ленинском районе города, который фактически отрезается скоростной платной трассой от остальной части города, – рассказала мне жительница Владимира Наталья Прокофьева.
В Мостострое меня встретили местные жители, недовольные будущим соседством. Все – в медицинских масках: тут, как и по всей России, наблюдается рекордный рост заболеваемости коронавирусом.
– Поймите, мы не против этой дороги, мы только за. Но нельзя ее проводить по Владимиру. Тем более, что в городе ради этого срубят множество деревьев, наш зеленый щит. У нас и так много людей с больными легкими, тем более сейчас, во время пандемии, – возмущается местная Елена Румянцева.
Мы стоим неподалеку от въезда в Мостострой. Позади отчетливо слышен шум автодороги «Волга», которая проходит по небольшой возвышенности. От этой трассы нас отделяют примерно 200 метров. М12 же собираются строить еще ближе к Мостострою – в этом случае от самых первых домов ее будет отделять не больше 100 метров.
Неподалеку находится пляж и озеро Банное, куда летом приезжают купаться владимирцы. Многие из них еще не знают, что через это место должна будет пройти платная автодорога.
– Мы писали во все инстанции – и губернатору Владимиру Сипягину, и сити-менеджеру Андрею Шохину. Сипягин же утверждает, что все местные жители якобы выступают «за», а проект вообще – «идеальный». А местные чиновники говорят, что решение принимает федеральный центр. Мы пишем в Москву, но оттуда нас отправляют сюда, – рассказывает о порочном бюрократическом круге Елена Румянцева.
Тем не менее, у жителей Мостостроя все же есть официальный ответ из администрации Владимира о том, что новая трасса создаст неблагоприятные условия, и это негативно отразится на здоровье людей.
– Может быть, – предлагаю, – стоит попробовать написать президенту?
– А мы писали! – хором отвечают мне. – И генпрокурору Игорю Краснову писали, все спускают обратно в регион!
– Я строил себе дом, чтобы спокойно жить тут на пенсии. А теперь из окошка буду смотреть на трассу и дышать гарью и выхлопными газами, – с отчаянием в голосе говорит Алексей Рычагов, чей дом будет одним из самых ближайших к трассе.
Люди хотели провести митинги против трассы, но из-за пандемии им в этом отказали. COVID-19 мешает и встрече местных жителем с властями. При этом коронавирус, как выяснилось, совсем не мешает чиновникам проводить торжественные мероприятия с перерезанием ленточек. Так, в конце сентября в Суздальском районе региона открыли памятник Александру Суворову. В мероприятии участвовал и губернатор Владимир Сипягин, а спустя два месяца стало известно, что он заразился коронавирусом. После чего отправился лечиться в столичную частную клинику, объяснив это заботой о людях.
– Я принял решение продолжить лечение в частной клинике в Москве за свой счет, чтобы не занимать койку в инфекционных госпиталях. Свободных мест в них немного, а есть пациенты в гораздо более тяжелом состоянии, чем я. Кому-то из наших земляков, страдающих COVID-19, госпитализация не просто сохранит здоровье, а спасет жизнь, – сказал он.
Карьер под угрозой
От возможного соседства с платной магистралью только во Владимирской области могут пострадать около 5000 человек. И это не только жители Мостостроя. В зону будущей стройки попадает и деревня Колокша. Там ситуация еще хуже. Предполагается, что деревня будет зажата трассами сразу с двух сторон.
– От одного из домов трасса будет проходить в 50 метрах. Причем, это охранная зона с высоковольтными линиями. Такие зоны обычно вычищаются, там не должно быть ничего. Но по проекту под высоковольтными линиями хотят проложить мост, – рассказывает мне Константин Смирнов из Колокши.
Местные жители говорят, что дорога пройдет и вдоль засеянных полей. Ни о каком урожае после этого говорить уже не приходится. А в 300 метрах от детского лагеря будет расположена двухуровневая развязка. И так далее…
– Зачем все это? – негодуют местные жители. – Чтобы денег лишних потратить? Это надо же умудриться придумать такую трассировку.
Еще одна болевая точка – поселок Улыбышево. Несколько лет назад Владимир Островский и Наталья Терентьева построили здесь дом, где живут с детьми. Вокруг свежий воздух, рядом – лес. Теперь они опасаются, что близкое соседство с трассой сведет на нет все это богатство.
– У нас и так тут неподалеку есть завод, нефтехранилище, железная дорога, трасса, кладбище. Есть и карьер, где купаются. Теперь между карьером и поселком (а это всего 500 м) втиснут скоростную платную магистраль. К тому же в этом створе хотят еще и развязку сделать для пересечения с М7. Будет полный набор. Теперь мы эту землю даже продать не сможем – она попросту обесценится, – сетует Владимир.
Мужчина показывает мне местные виды. Особенно впечатляет карьер в Улыбышево с прозрачной водой.
– Во Владимире тема замалчивается и местные практически не знают о том, что трасса пройдет по карьерам, – уверяет он. – Если бы знали, возмущение было бы еще больше.
– На все наши вопросы нам отвечают: окончательное решение не принято. Мол, если вы чем-то недовольны, предложите свой вариант. Представляете, я беру и начинаю заниматься трассировкой – черчу на картах маршрут М12, – удивляется непрофессионализму чиновников его супруга Наталья.
Кстати, протесты все же дают кое-какой эффект. Так, ради М12 в деревне Гридино даже хотели снести ряд домов. Но это вызвало большой общественный резонанс и акции протеста. После этого трасса «уехала» в ЗАТО Радужный, а затем пришла к нынешнему варианту.
– Пусть ведут эту трассу лесами. Почему надо обязательно вести по деревням, по жилым домам? – говорит один из собравшихся вокруг меня местных жителей. А действительно, почему?
Кому выгодно?
По словам жителей, один из первых планов проходил по южной технической зоне города Радужный, и он устраивал всех. Но «Автодор» от него отказался.
– Они сказали, что потеряется поток и им это экономически невыгодно. Мол, даже не будем рассматривать. Деньги, выходит, дороже здоровья людей, – возмущаются жители.
Между тем, в чем заключается экономическая выгода конкретно для региона, из-за чего местные чиновники так поддерживают проект, непонятно.
– Они уверяют, что от этой трассы будет выгода лично нам, нашим поселкам, но в чем она состоит? – рассуждает Владимир Островский. – К нам не будет никаких заездов с трассы, работы там тоже не будет.
Действительно, платный автобан будет иметь лишь три съезда на всю область, а работа там может быть разве что на пропускных пунктах. Деньги же за проезд в карман региона точно не попадут.
«Путин, помоги!»
«Проект даст деловой импульс, усилит экономические связи и повысит инвестиционную привлекательность регионов Центральной России и Поволжья, поможет полнее раскрыть их туристический потенциал», – так президент России Владимир Путин в сентябре высказался о строительстве скоростной платной трассы Москва-Казань.
Возможно, глава государства не знал, что за несколько месяцев до этого к нему взывали жители Владимирской области, и именно в связи с этой, казалось бы, столь чудесной трассой. «Путин, помоги!» – в такую фразу выстроились люди, протестующие против платной автодороги М12.
А ведь чего только не делали местные жители, чтобы привлечь внимание властей к тому, что платная трасса, проложенная по их жилищам, обернется не благом, а большой бедой для них. Они проводили митинги с лозунгами «Обочина – наша смерть», «Прекратите дорожный беспредел» и «М12 уничтожает наши деревни, ломает жизни людей»...
Трассировка не утверждена
Между тем, 15 октября коридор автобана был утвержден правительством России. Однако детальной трассировки пока действительно нет, подтвердили «Собеседнику» в пресс-службе «Автодора».
– Второй этап трассы еще не утвержден. Начнется проектирование маршрута. А его утверждает Главгосэкспертиза России, учитывая при этом разные параметры: ценовые, экологические, технические... Пока Главгосэкспертиза нам ничего не давала, – сказали мне в пресс-службе госкомпании.
– Предполагается, что детальная трассировка будет утверждена уже в 2021-м, – сказал представитель «Автодора». – При этом региональные власти должны согласовать маршрут трассы с местными жителями. И если дорога будет проходить не по Санпину, то Главгосэкспертиза просто проект не пропустит.
Хотелось бы верить. Местные жители между тем опасаются, что в какой-то момент окончательный маршрут трассы будет утвержден, но они об этом узнают последними. И тогда уже ничего изменить будет нельзя.
«Собеседник» направил запрос в администрацию Владимирской области. Ответ пришел на днях. Чиновники пишут, что все решения принимают в «Автодоре», в том числе и о выборе трассы. От региона ответственным за подготовку сводного заключения о согласовании документации по планировке территории является департамент архитектуры и строительства Владимирской области. Сведений о категории земель, по которым планируется прохождение трассы М-12 в департаменте транспорта и дорожного хозяйства нет.
В общем, вы поняли, каким образом земли не только самого Владимира, но и других населенных пунктов попали в планы трассировки...
Мнение эксперта
«У жителей есть все основания для суда»
Так считает директор института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экоонмики», председатель общественного совета Минтранса Михаил БЛИНКИН.
– Это нормально, когда платную дорогу мало того, что строят по городу, рассекая его на две части, так еще и создавая такие проблемы для местного населения региона?
– У местных жителей есть все основания для серьезного спора, в том числе, судебного.
Нынешняя трасса М7 («Волга») – это же тихий ужас! Треть трассы проходит по населенным пунктам – по два примыкания на каждый километр. На этой дороге в расчете на 100 км гибнет втрое больше людей, чем на федеральной сети в среднем. Не на 3 процента, а втрое!
Есть альтернативные возможности трассирования, но их не ищут – из-за корысти или из-за нежелания вести диалог с людьми. С каждым таким случаем надо разбираться. Если руководство или проектировщики – не идиоты, они всегда идут на уступки. Самые известные примеры находятся под боком – это трасса М11. Одну из трассировок узнал весь мир, вплоть до Папы Римского.
– Имеюте в виду историю с Химкинским лесом?
– Конечно. С Женей Чириковой и массовыми протестами. И был другой проект – в Одинцовском районе, который даже близко не сравним с той историей. Просто в случае обхода Одинцово концессионер, нанятые специалисты, экономические инженеры вместо того, чтобы скандалить и вызывать ОМОН с бандитами, вели нормальный диалог с населением. И никакого скандала не было, хотя сама дорога – более дорогая. Причем все это происходило одновременно.
Казанский протест: люди победили?
Трассировка М12 вызвала протест не только во Владимирской области. Возмущались и жители Татарстана. Там пройдут 142 км платной магистрали. Местные жители уверяют: больше других от трассы может пострадать Лаишевский район. По их подсчетам, в зоне влияния автострады окажутся более 10000 человек и будут вырублены больше 150 га леса. В начале октября в Казани даже состоялся митинг, на который пришли более трехсот человек.
– Мы написали уже более сотни писем во все инстанции. Отовсюду пришел один ответ: обратитесь в Министерство транспорта. Минтранс в свою очередь отвечает, что мы должны обратиться в «Автодор». Более месяца мы пытаемся попасть туда на прием, но нас игнорируют, – сказала мне жительница деревни Орел Анна Закирова.
В итоге в середине ноября власти все же услышали людей и объявили: маршрут скоростной трассы в Лаишевском районе изменили с учетом пожеланий местных жителей. По словам чиновников, от ряда деревень трасса ушла на достаточное расстояние. Сохранился и большой лесной массив. Также ведется поиск решения по прохождению трассы возле деревни Орел.
Однако и новая трассировка устроила далеко не всех, рассказала «Собеседнику» местная жительница Карина Нигматуллина.
– Маршрут изменили не совсем с учетом наших пожеланий, мы просили по-другому. Например, в одном районе окончательно утвердили трассировку, где дорога проходит в 150 метрах от жилых домов», – отметила Нигматуллина.
История вопроса
В сентябре 2018-го президиум совета по нацпроектам под председательством (на тот момент) премьера Дмитрия Медведева одобрил план развития национальной транспортной инфраструктуры, который в том числе включал платную автомагистраль от Москвы до Казани.
– Мы даем старт, по сути, мегапроекту. Наша задача – сделать все, чтобы осуществить его в сжатые сроки, – заявлял глава кабмина.
Однако проект федеральной трассы с самого начала стал вызывать резкую критику с разных сторон. К примеру, Минэкономразвития предложило вместо М12 построить новую дорогу до Владимира, а дальше точечно реконструировать действующую трассу М-7 Москва-Уфа, что, к слову, было вполне разумно.
Что будет и кто строит?
По проекту трасса должна идти через Владимирскую, Нижегородскую и Чебоксарскую области. Планируется, что автобан, протяженностью 794 км станет частью международного транспортного маршрута Западная Европа – Западный Китай. Общая стоимость работ оценивается в 464,2 млрд руб. В сентябре «Автодор» определил подрядчиков проектирования и строительства семи из девяти этапов М12. Ими станут: компания «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко (1 этап, 53,11 млрд руб.); региональная СК, входящая в группу «Трансстройинвест» (2 этап, 21,2 млрд руб.); компания «ВАД» (3 этап, 59,5 млрд руб.); ДСК «Автобан» (4 этап, 79,6 млрд руб.); российская «дочка» китайской CRCC – ООО «СиАрСиСи рус» (5 этап, 58,3 млрд руб.); ДСК «Автобан» (6 этап, 69,2 млрд руб.); «Трансстроймеханизация» – «дочка» «Мостотреста» Аркадия Ротенберга (8 этап, 123,2 млрд руб.).
Стоимость проезда по М12 предположительно составит 2,5 руб./км, путь на машине из Москвы в Казань будет занимать 6,5 часов.
В июле премьер Михаил Мишустин объявил о начале строительства трассы. Проект должен быть реализован до 2024-го, на его финансирование из Фонда национального благосостояния выделят 150 млрд руб.
Люди против трасс
2007 г. Минтранс России решило проложить трассу М11 через Химкинский лес, что вызвало протесты со стороны экологов, активистов и ряда местных жителей. Противостояние сопровождалось нападениями на журналистов и общественников, главный редактор «Химкинской правды» Михаил Бекетов был избит и стал инвалидом. В 2014-м движение через Химкинский лес было открыто.
2016 г. Власти Санкт-Петербурга заявили о необходимости построить неразводной 6-полосный мост с велодорожкой через Малую Неву и реку Ждановку. Переправа была возведена в нескольких метрах от дома №5 по Ремесленной улице. Из-за строительных работ семиэтажное здание начало проседать, на этажах появились трещины, часть кирпичной кладки обрушилась, но чиновники изначально отказались расселять людей. Впоследствии некоторым из них все же предоставили квартиры.
2020 г. Жители Тверской области выступили против строительства трассы М11 (так называемый северный обход), которая затронет более шестидесяти деревень. Обращение к руководству страны подписали несколько тысяч человек.
Платные дороги в России
В России стали строить платные автодороги после указа Бориса Ельцина от 8 декабря 1992-года. С тех пор до настоящего времени было построено довольно много платных дорог (минимум 15). В основном это были участки трасс, иногда речь шла о мостах (через Дон, Усманку под Воронежом в Ульяновске и т. д.). С 2016-го стали появляться платные муниципальные дороги, построенные на условиях концессионного соглашения. К 2020-му появилось так же 6 платных трасс: М11, ЦКАД, ряд участков М4, участво М3 и т. д. Некоторые из них пока до конца не введены в эксплуатацию.
Есть платные магистрали и внутри городов. Так, с мая 2011-го платной стала 5-километровая часть Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге (от КАД до Благодатной ул., со съездом на Автомобильную ул.).
Счетная палата недовольна
На днях ведомство предложило пересмотреть условия концессионных соглашений на строительство платных дорог. Там считают. Что ранее заключенные концессии не оправдали себя: это не только не помогло оптимизировать государственные расходы, но привело к дополнительным расходам бюджета в 5,6 млрд руб. Кроме того, трафик оказывается в 2,5 раза меньше планируемого, а условия соглашений не позволяют пересмотреть их условия. В результате государство вообще ничего, кроме расходов, не получает.
В пример неэффективных концессий аудиторы привели соглашения по строительству трасс «Новый выход» на МКД с федеральной трассы М1» и М11 «Нева» (участок 15-58 км).
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №45-2020 под заголовком «Скованные одной трассой».