21.12.2019

Лжецаревич Алексей из ЦРУ. История перебежчика и шпиона Голеневского

Алексей Казаков изучил рассекреченные документы американской разведки и рассказал о лжецаревиче Алексее – Голеневском

Фото: Голеневский

После казни семьи Романовых время от времени на Западе стали появляться якобы спасшиеся «принцессы Анастасии» и «царевичи Алексеи». Одним из них оказался... агент ЦРУ.

Писатель Алексей Казаков изучил рассекреченные документы американской разведки и рассказал о лжецаревиче Алексее – шпионе Голеневском. 

Их венчали не в церкви…

Жители многоэтажного дома в Нью-Йорке с недоумением прислушивались к тому, что происходило за стеной. Звучал зычный распевный голос, слова были русские: «Венчается раб Божий… рабе Божией… во имя Отца и Сына…» Странно: ведь за стеной не храм и не театр. 

А за стеной 30 сентября 1964 года проходило самое настоящее венчание. Под позолоченным венцом стоял затянутый во фрак крепкий, чуть полноватый мужчина, называвший себя русским царевичем Алексеем. Новобрачной была немка Ингрид Кампф. Присутствовала на венчании также некая Евгения Смит на правах великой княжны Анастасии, сестры венчавшегося.

«Омолаживающая» гемофилия

С начала 60-х годов прошлого века о Михаиле-Михале Голеневском писали и желтые, и серьезные американские газеты. Во многих интервью Голеневский утверждал, будто бы большевистский палач Юровский даже и не намеревался расстреливать в подвале Ипатьевского дома царскую семью, а совсем наоборот: помог ей скрыться в Варшаве. Имя наследника бывший русский царь сменил из соображений его безопасности. Так Алексей Романов стал Михаилом Голеневским. 

Николай II с царевичем Алексеем и дочерьми в Александровском парке

Журналисты просили Голеневского объяснить его относительную молодость – ведь царевич должен быть уже в преклонном возрасте. Следовал оригинальный ответ: это последствия гемофилии (нарушение свертываемости крови), которая «задержала рост». А от коварной болезни он чудом излечился.

Голеневский и его жена прибыли самолетом в Соединенные Штаты 18 января 1961 года. Претенденту на русский трон стало спокойнее на душе: ведь в Польше он был заочно приговорен к смертной казни.

За что, однако, столь суровый приговор? 

В прицеле «Меткого стрелка»

В ЦРУ на него было довольно подробное досье, лишенное романтического флера близости Голеневского к императорской семье Романовых. Родился Михаил-Михал в польском городке Несвиже в 1922 году (кстати, на 18 лет позже реального царевича Алексея). Во время оккупации Польши фашистами вступил в ряды польской армии, дослужился до подполковника. После выхода в запас в 1955 году учился на юридическом факультете Познаньского университета, затем перевелся в Варшаву, где стал магистром политологии. Потом его пригласили в разведку.

С 1955 по 1957 год он в должности заместителя начальника отдела научно-технической информации разведки Польши получил доступ к огромному массиву секретной документации, касавшейся, в частности, советских спутников-шпионов, а также сотрудничества органов безопасности Польши с КГБ СССР.

В 1958 году в Швейцарии подполковник польской спецслужбы Голеневский направил письмо в американское посольство, подписавшись псевдонимом Heckenschütze (по-немецки «Меткий стрелок», «Снайпер» или «Партизан»). «Меткий стрелок» предложил свои услуги ЦРУ. Предложение было принято. 

Вскоре Голеневский передал на Запад сверхценную секретную информацию, которая помогла американским и английским спецслужбам разоблачить сильных и опытных советских разведчиков: Конона Моло€дого (он работал под псевдонимом Гордон Лонсдейл и впоследствии послужил прототипом полковника Ладейникова в фильме «Мертвый сезон»), а также его агентов – супругов Коэнов, Гарри Хаутона и Этель Джи и немало других. 

В какой-то момент Голеневский заметил за собой слежку и решил не искушать судьбу. В 1960 году в Западном Берлине он заказал такси и направился в сторону американской миссии. Вскоре он и его невеста прибыли самолетом в США в сопровождении сотрудника ЦРУ.

В сентябре 1961 года перебежчика принял директор ЦРУ Аллен Даллес. Голеневского оформили на работу в Лэнгли. 

Сенсационный рапорт 

В 1960 году перебежчик подготовил обстоятельный многостраничный рапорт. Архив ЦРУ рассекретил его совсем недавно. В рапорте есть имена, которые до сих пор на слуху: секретарь фюрера Борман, Мюллер, Скорцени. Речь идет о так называемой «Хакке» (по-немецки «кирка», «мотыга», «топор») – созданной Борманом (втайне от Гитлера) в годы войны сверхсекретной сети, с которой якобы сотрудничал министр государственной безопасности СССР Виктор Абакумов. 

Голеневский рапортует: 

«…СКОРЦЕНИ был в активной разработке у АБАКУМОВА еще в 1942 году. Многие подробности неизвестны, а известные не проверены. Якобы (сообщил только один источник) он стал у АБАКУМОВА двойным агентом во время войны. Однако был период, когда МВД подозревало его в двойной игре. По мнению одного из бывших руководителей высшего звена польской секретной службы, который тесно сотрудничал с БЕЗБОРОДОВЫМ (полковник Михаил Безбородов в те годы служил старшим советником МГБ СССР при Министерстве общественной безопасности Польши. – А. К.), СКОРЦЕНИ был окончательно завербован и стал сотрудником АБАКУМОВА в середине 1944 года, незадолго до конца войны; это было сделано с помощью умных маневров, которые использовали глупость руководителя РСХА – КАЛЬТЕНБРУННЕРА. АБАКУМОВ был намерен воспользоваться моментом и заставить работать на себя агентов нацистского абвера в Америке и в Южной Америке…»

И далее:

«В 1951 году АБАКУМОВ узнал через РАДЛЯ (давний соратник Скорцени. – А. К.) о планах Ватикана освободить из тюрьмы и переправить на Запад венгерского кардинала МИНДСЕНТИ (кардинал Йожеф Миндсенти в 1949 году был приговорен к пожизненному заключению за «измену и шпионаж»; на самом деле просоветским властям Венгрии не нравилась критика сталинских методов управления страной. – А. К.). Полковник СКОРЦЕНИ и РАДЛЬ должны были принять участие в осуществлении этого плана. АБАКУМОВ, однако, планировал «освободить» МИНДСЕНТИ с помощью СКОРЦЕНИ и РАДЛЯ, а затем во время авиаперелета застрелить его – тем самым доказав связь кардинала и Ватикана с бывшими фашистами (так в тексте, логика не совсем понятна. – А. К.), а также застрелить РАДЛЯ и позволить СКОРЦЕНИ, которого он ценил выше, «исчезнуть». Каким-то образом РАДЛЬ почувствовал во время контактов со спецпредставителями АБАКУМОВА, что дело пахнет заговором, и конечно же из-за страха перед АБАКУМОВЫМ он не предупредил СКОРЦЕНИ, но уклонился от участия в запланированной акции. С этого момента сотрудничество РАДЛЯ с МГБ начало «давать сбои», и, предположительно, позже контакт был разорван». 

Если и существовал в действительности план совместной спецоперации МГБ и Отто Скорцени, то он не смог бы состояться по причине форс-мажорной: 12 июля 1951 года Виктор Абакумов был арестован, обвинен в госизмене и в сионистском заговоре. Несмотря на смерть Сталина, его расстреляют в 1954 году. 

Странное хобби?

Поначалу Голеневским были в ЦРУ довольны, в 1963 году ему помогли получить гражданство США. Но со временем начальству стало не нравиться то, что Heckenschütze то и дело светится в прессе, козыряет своим якобы царским происхождением. Начальство пыталось делать ему замечания. Но Михаила-Михала как заклинило. Кадровикам спецслужбы пришлось переоформить все документы на него, так как Голеневский по решению американского суда получил свидетельство, где был записан как Алексей Николаевич Романов. 

Новоиспеченный Романов почувствовал прилив сил и принялся через прессу голословно обвинять в работе на СССР видных политиков США, в том числе влиятельнейшего госсекретаря Генри Киссинджера. А зря. В 1964 году Голеневский был уволен из ЦРУ. 

Лже-Алексей не стал унывать, а полностью переключился на кампанию по самоутверждению себя в роли наследника русского престола. Одним из эпизодов этой кампании и стало странное венчание в нью-йоркской квартире. 

Самозванец-перебежчик до самой смерти в 1993 году продолжал выпускать собственную газету «Двуглавый орел», в которой упорно утверждал о своем царском происхождении. Над ним уже откровенно посмеивались, особенно когда выяснилось, что «княжна Анастасия» на самом деле – буковинская самозванка Евгения Смит. 

Да, не царское это дело – мистификации и фантазии… Не относится ли к этой категории, собственно, и сам доклад «царевича» о связях МГБ со Скорцени? Других-то документов по этому поводу нет. Во всяком случае, рассекреченных. 

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №48-2019 под заголовком «Царевич из Лэнгли».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика